Срочные новости раздела
Отцы и эти: в «Современнике» показали обновленных «Мещан»

Отцы и эти: в «Современнике» показали обновленных «Мещан»

Отличие от предыдущей версии спектакля — всего одно, но оно ключевое. «Обновление» сводится к вводу актера, но вводу на главную роль. В образе Бессеменова дебютировал актер «Современника» Сергей Юшкевич. Ранее — с момента премьеры в мае 2023 года — эту роль исполнял Александр Балуев.

И идея, и манера прочтения, и декорации — из прошлой версии. В «наследство» Юшкевичу достаются сценические дети, жена, квартиросъемщики и приживалы-соседи, семейные конфликты, прописанные Горьким.

Режиссер Павел Сафонов рассказывает:

– Я Сергея давно знаю по Щукинскому училищу. Мы учились в одном потоке. Сейчас я встретился с очень большим, серьезным, набравшимся и мастерства, и опыта артистом. Поскольку он центральный персонаж, все связи с другими героями претерпели перезагрузку. Мы глобально спектакль, конечно, не перестраивали, но может быть добавили чуть больше нервности, резкости. Сергей внес душевную экспрессию другого плана, связал с собой всех персонажей в еще более крепкий узел. 

«Душевная экспрессия другого плана» застывает где-то между всепоглощающей отцовской любовью к детям и сумасбродным желанием полностью контролировать жизнь своих отпрысков. «Крепкий узел» с другими персонажами оказывается полуразвязан. Каждый герой «Мещан» в исполнении актеров «Современника» напитан собственной философией и не способен услышать другого. Бессеменов в своем доме, кажется, более не хозяин,  повлиять на мировоззрение других персонажей он не в силах. Но при этом именно он удерживает под своей крышей людей, совершенно друг на друга непохожих. 

Сергей Юшкевич считает, что его герой — не тиран, а по-своему любящий папа, и что в экспрессивной форме тотальной заботы нет ничего «деспотичного» — только гипертрофированное чувство ответственности за жизнь детей. Его Бессеменов — в родительском замешательстве. Василий Васильевич существует на разломе времени, которое он сам называет страшным. Начало века (пьеса «Мещане» была написана в 1901-м году) — это эпоха интуитивного беспокойства, время, когда все волнуется, трещит, ломается жизнь. Бессеменов боится за наследников, но не может им объяснить, как, по его мнению, устроен мир, и за какие ценности нужно цепляться, чтобы обрести стабильность и покой, потому взрывается и мгновенно, на середине реплики, переключает напускное «компромиссное» спокойствие на жестокость.

Сергей Юшкевич рассказывает:

— Мы же очень часто проявляем настойчивость, бескомпромиссность, дабы уберечь детей, потому что тот путь, который нами, как родителями пройден, намного больше. Эту гипертрофию я не могу назвать тиранством, потому что мы зачастую приходим к каким-то резким таким «семейным» температурам именно из-за силы непонимания. Начинается разговор, ты совершенно спокойно своим детям говоришь что-то, и вдруг с той стороны начинается сопротивление, противопоставление. И дабы его сломать, преодолеть непонимание, приходится включать силу, чтобы продавить его.

В спектакле конфликт отцов и детей превращен в столкновение ярких, «предельных» цельных образов. Петр (Николай Новоселов), кажется, не может принять ни одного самостоятельного решения, на мир смотрит, как и полагается мещанину в трактовке Горького, пассивно: плывет по течению, видит в своей жизни лишь непреодолимую силу и горечь «предлагаемых обстоятельств». Татьяна (Виктория Романенко) чувствует себя лишней и нелюбимой, не знает, что ей делать со своим настоящим и будущим. Актриса говорит, что на современном языке это называется «депрессией», и что в тексте Горького драма ее героини, которую в спектакле трактуют с психологическим размахом XXI века, уже намечена.

В своем спектакле режиссер Павел Сафонов переосмысляет пьесу Горького. Принято считать, что классик больше поддерживал «революционера» Нила, и настаивал на необходимости кардинально резких, достаточно жестких по отношению к «мещанину» Бессеменову действий. Нил (Даниил Попов) в спектакле выписан краской индивидуализма — этакий одинокий, перемазанный золой волчонок, который готов строить свою жизнь чуть ли не на головах остальных. Он не уважает своих родителей и не понимает, почему ему — «кузнецу» будущего — нужно считаться с их мнением. 

«Современник» довольно ясно выступает на стороне отцов, но не отступает от текста пьесы. Такую трактовку усиливают яркие портреты детей, иначе поставленные смысловые акценты и тот факт, что герои — даже те, которые по замыслу классика наделены потенциалом «построения» нового счастливого мира, совсем не взаимодействуют друг с другом. Они просто друг друга не слышат. Обстоятельство, намеченное самим Горьким — о трагедии всеобщей глухоты говорят и Татьяна, и ее отец Василий Васильевич. Павел Сафонов проводит параллели между «Мещанами» Горького, «Королем Лиром» Шекспира и романом «Отцы и дети» Тургенева:

- Это вечная проблема. Мы же все в семье пытаемся быть счастливыми. Существует некоторая разница между восприятием старшего и младшего поколений. Учиться на чужом опыте мы не хотим, пока сами не наступим на те же грабли. Мы ничего не перенимаем у наших старших,  у наших родителей. Нам надо самим пройти этот путь, чтобы поверить в то, что они могут быть в чем-то правы.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

К финалу брежневской эпохи Главное управление внутренних дел подошло не в лучшей форме. После ранения Черкасов ушел в отставку и отгородился от внешнего мира на даче. Майор Ковалев (Андрей Мерзликин)
подробнее...

В фойе Вахтанговского театра фотовыставка с кадрами из спектаклей «Мадемуазель Нитуш», «Павел I», а также фотографии с вручения премии «Хрустальная Турандот», в том числе знаковая — Ширвиндт вручает
подробнее...

На фотографиях со съемочной площадки многое покрыто мраком, потому что действие первых сцен происходит ночью. Сценарий сериала — тоже пока сумеречная зона. Все причастные к процессу ничего не
подробнее...

В каком состоянии сейчас находится музей, неизвестно — три дня нет оттуда никаких сведений, но сам факт обстрела здания зафиксирован. Первый в мире музей Прокофьева на его малой родине является частью
подробнее...

Леонид Коган взял скрипку в руки в возрасте шести лет (для сравнения: Моцарт в три года овладел игрой на клавесине, а скрипку уже освоил к шести годам). Но юный скрипач трудился усердно и быстро
подробнее...

Елена Лядова породнилась на съемочной площадке с молодым актером Никитой Вороновым и в ближайшие недели они будут мамой и сыном, чья в целом успешная жизнь и отличные взаимоотношения вдруг
подробнее...

«Я че выперлась-то? Я там сидела, и у меня прям мурахи…» — страстно заявила ведущая проекта Светлана Картункова (на фото) после выступления одной из участниц. В последнее время стремление избавить
подробнее...

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

Профессиональные проблемы сотрудников скорой помощи в целом предсказуемые. Инфаркты, инсульты, ложный круп, приступы астмы, а также яд перуанской жабы как средство приворота и декоративный рог в роли
подробнее...

Как только населенный пункт освободят, будет решаться вопрос о вероятном восстановлении важного для ДНР и всей России учреждения культуры, которое ранее являлось филиалом Донецкого областного (теперь
подробнее...

- Я использую песню как средство продвижения русского языка по всему миру, и особенно преуспела в этом в последние месяцы, – говорит Нина Шацкая. – Дни духовной культуры на Кубе проходят с 2008 года.
подробнее...