Срочные новости раздела
Человек эпохи советского возрождения: в РОСИЗО показали  «личное» Жилинского

Человек эпохи советского возрождения: в РОСИЗО показали «личное» Жилинского

Выставку открывает картина «Автопортрет. Студент» 1946 года. На ней Жилинский, еще очень юный выпускник института, исподлобья смотрит на зрителя — с интересом и каким-то очень человеческим предчувствием, словно еще непонятно, что будет впереди, но уже ясно, что все, что увидит и впоследствии перенесет на бумагу этот студент, будет красиво. Зрителей встречает его этюдник: здесь вместе с кистями и красками лежат зеркало и лупа — излюбленные инструменты художника.

Перед тем как перейти в хронологически «первый» зал, работы которого отображают советский быт с 1940-х до 1964-го, важно уяснить, что все персонажи его картин, даже те, кого художник изображает на заднем плане — это его знакомые, семья или друзья.

Первая жена Нина тут «присутствует» в четырех вариациях: Дмитрий изображает ее на картинах «Утро», «Нина», на картине «В вагоне метро» и на этюдах. Художнику нравилось писать то, что знакомо — он говорил, что если тщательно изучить лицо героя, то получится передать необходимое настроение в мельчайших деталях — даже перенести кистью на холст едва уловимые мимические морщинки.

На живописном полотне «В метро», например, художник изображает свою жену Нину и подругу семьи Лавинию Бажбеук-Меликян. Эта картина — наверное, единственная на выставке, которая близка по эстетике работам «сурового стиля» — она похожа на случайную фотографию, которая запечатлевает жизнь реалистично, без прикрас. Казалось бы, какие чувства можно заметить у людей в столичной подземке? Делаем поправку на время — в середине 50-х пассажиры метро вряд ли имели смартфоны. На лицах — разные эмоциональные оттенки: от вечерней задумчивой тоски до радости встречи, которая так и не завершилась. Могло бы быть знакомо, не так ли?

Жилинский предпочитал рисовать тех людей, которых хорошо знал. Знакомыми художника были молодые коллеги, представители творческой интеллигенции, которые в его понимании воплощали дух эпохи оттепели так же, как и рабочая молодежь — на работах художников «сурового стиля». Позднее Дмитрий Дмитриевич посвятил несколько живописных серий второй супруге Венере и сыну Николаю. Маму изобразил на картине «Под старой яблоней» и на первой картине, вдохновленной библейским сюжетом — «DIOS CON NOSOTROS».

Еще одна «простая» радость, которую художник превращает в вечный сюжет — это эфемерность и мимолетность «дачных» впечатлений, которые застывают на живописных полотнах. Героями становятся соседи-художники, молодая дочь Ольга и даже преподаватель из института Чернышев вместе с семьей. Куратор выставки, Елена Семенова, рассказывает:

«Жилинский часто перерисовывал свои работы, либо создавал вариации. Портреты семьи Чернышевых — это три картины, они созданы приблизительно в один и тот же период. Работы похожи, но у них все равно есть отличия в построении силуэтов, в выборе фона и композиции, в деталях. Жилинский тщательно прописывал работы, огромное значение придавал тому, что делает. Каждая из этих картин — в авторской раме. Дело в том, что Жилинский в 1964 году перешел к темперной манере письма, рисовал на специальных досках, сам подготавливал ДСП к работе — отсюда возник интерес к материалу. Художник считал произведение законченным, только если мог создать к нему индивидуальную авторскую раму».

Материалами для рам стали гипс, холщовая ткань и дерево. На картине «Под старой яблоней» Жилинский нарисовал мать, а на раму поместил изображение отца, которого расстреляли в 1937 году, и брата Василия, который погиб на фронте.

Своим творчеством Дмитрий Жилинский доказал, что современное искусство не может развиваться без вдумчивого усвоения живописных традиций. В одном из интервью Жилинский рассказывал, что его преподаватель — Владимир Фаворский — долго учил его работать с отношением объектов в пространстве. Знаменитый художник отметил успехи — «Поздравляю, мы научились строить перспективу в рисунке». И тут же задался новым вопросом: «А в чем заключается глубина иконы?»

Молодой ученик понял, о чем на самом деле говорил Фаворский, много лет спустя, когда начал обращаться в своих работах к темперному стилю. Старинная техника прежде всего вдохновляла на отображение современной действительности и помогала разработать собственный метафорический язык, который художник развивал в своих картинах.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...