Срочные новости раздела
Фильмом о «последнем сценаристе» Анатолии Гребневе в Москве открылся фестиваль авторского кино

Фильмом о «последнем сценаристе» Анатолии Гребневе в Москве открылся фестиваль авторского кино

Так было с якутской «Айтой» и «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова, которому выдали временное удостоверение, действительное только в дни фестиваля, и то со скрипом.

В нынешнем конкурсе участвуют восемь картин: «Операция «Холодно» Данила Иванова, «Шаман» Михаила Мерзликина, «ON и Она» Евгения Корчагина, «День недели — любой» Алены Званцовой, «Сумма квадратов катетов» Кита Фрайхайта, «Чувства» Виктории Мокеровой, «Спид Стар» Алексея Амбросьева-младшего. Покажут и «Гирокастру» — режиссерский дебют Юрия Арабова. Жаль, что увидим мы его уже после смерти автора. 

Ведущими церемонии открытия стали Евгений Цыганов и его 19-летняя дочь, которую смело можно назвать взрослой дочерью молодого человека, используя слова замечательного драматурга Виктора Славкина. Год назад Полина Цыганова получила на «Зимнем» приз за лучшую женскую роль.

Фильмом открытия нынешнего года стала документальная картина «Жизнь Анатолия Гребнева», сделанная его внуком Александром Родионовым вместе с Елизаветой Козловой. Он, как и дед и как его безвременно ушедшая мама Елена Гремина, — драматург. А фильм задумал к 100-летию со дня рождения Гребнева, «последнего советского сценариста», как он сам себя называл.

По его сценариям сняты «Дикая собака Динго», «Июльский дождь», «Старые стены», «Дневник директора школы», «Успех», «Частная жизнь», вошедшая в пятерку номинантов «Оскара». Как скажет сын Гребнева — сценарист и режиссер Александр Миндадзе, тогда это ничего не значило у нас. По счастью, удалось найти фрагмент оскаровской церемонии, когда объявили «Частную жизнь» Юлия Райзмана в числе претендентов на премию Американской киноакадемии.

Вместе с Александром Родионовым мы идем по улицам Тбилиси, по маршруту, который прочертила его бабушка и жена Анатолия Борисовича. Там они выросли, объяснились в любви на Воронцовском мосту, а потом вместе прожили 60 лет. Как заметит Миндадзе, внук взял след деда и в какой-то момент им стал.

Отдельная глава фильма о Гребневе посвящена домам творчества. Никогда не понимала, как можно было там писать сценарии, но тут все стало очевидным. По словам Миндадзе, это был ритуал самодисциплины. В небольших номерах без особых удобств весь день стучали машинки. В них временно поселялись люди из коммунальных квартир, чтобы уединиться и написать свои исповеди в форме сценария. Они отсекали себя от привычной жизни, уходили в командировку в самих себя. Все, что там было написано, стало классикой кинематографа. 

Дом творчества в Матвеевском станет последним домом для Анатолия Гребнева. Он выйдет за персиками, а на обратном пути у ворот его собьет машина. В этом было что-то фатальное, тем более что незадолго до смерти он написал в дневниках, что видел свою смерть.

Одна из глав фильма называется «Протокол времени». По сценариям Гребнева можно изучать жизнь, то, как когда-то говорили люди, как они молчали. В картине о нем вспоминают сестра Мира Тарнопольская, которая младше на полгода, внучка Катя Шашалова, тоже ставшая сценаристом и режиссером.

Биография у Гребнева драматическая и удивительная. Отца расстреляли в 1937-м. Юным он пришел домой к Пастернаку со своими стихами, и они были холодно приняты. В фильме использована хроника похорон Пастернака, на которых присутствовал Гребнев. 

Вспоминаю, как Анатолий Борисович говорил о необязательной московской дружбе, когда ты с удовольствием встречаешься с приятелями, а потом надолго расстаешься, чтобы так же радушно встретиться спустя время. Сам он дружил иначе, жил весело. Гости приходили каждый день. Это было после смерти Сталина, когда все вдохнули полной грудью. Жили надеждами, пили коньяк с огнем. Тому свидетель — деревенская женщина, няня Нина Куликова, вырастившая дочку Гребнева — Елену.

Он писал просто и без пафоса, и человеком был сердечным и внимательным. Забыть его невозможно, а слыша голос сына, принимаешь его за голос отца. С годами сходство все очевиднее. В эпилоге Александр Миндадзе назовет отца человеком со своим сейфом внутри. Жил он с печалью, хотя и был оптимистом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...