Срочные новости раздела
Скрипка под огнем: Петр Лундстрем выступил более 130 раз на Донбассе

Скрипка под огнем: Петр Лундстрем выступил более 130 раз на Донбассе

«Для меня — невозможно иначе»

— Около 25 поездок вы совершили на Донбасс. А концертов дали более 130. Сколько концертов в день было максимально?

— Самое большое количество концертов в день было 9 мая 2022 года, когда я выступил 8 раз. Мы были с моим другом Тамерланом Тедеевым, замечательным скрипачом, учеником моего отца. То был один из самых счастливых и потрясающих дней в моей жизни. С утра играли на двух парадах. Причем общего парада не было: Донецк, запрещено! — но для двух ветеранов Великой Отечественной войны, одному из которых было 99 лет, а другому 104 года, курсанты Донецкого военного училища и резервисты прошли парадным строем прямо перед их окнами. Сначала был небольшой концерт, где мы с Тамерланом выступали вдвоем, дуэтом на двух скрипках. В первом случае дедушка выглядывал с четвертого этажа. А во втором — 104-летний герой войны спустился вниз в полном обмундировании и сидел на стуле, пока перед ним проходили рядами ребята, пели песни… Потом мы выехали на позиции батальона 1117 «Русь», где во всех четырех ротах тоже дали концерты, причем буквально рядом с нами шел стрелковый бой.

— Один день, и столько впечатлений: ветераны, батальон «Русь»...

— С «Руси», кстати, началась история православных подразделений Донбасса, когда ребята-резервисты начали называть свои подразделения именами православных святых: «Русь», потом Александр Невский, Дмитрий Донской, Илья Муромец, бригада Владимира Великого …

— Почему, на ваш взгляд, нельзя туда не ездить?

— Можно туда не ездить, конечно. Мы же не можем сказать, что 143 миллиона жителей России должны попасть на Донбасс. У нас много фронтов: военный, а еще экономический, культурно-информационный, на котором мы находимся, духовный — когда люди молятся; это огромное значение имеет, между прочим.

— А для вас лично?

— Для меня — невозможно иначе. Я не мог не поехать по многим причинам. Хочу быть там, где решается судьба нашего народа. Это и привилегия, и невероятная ответственность. Далеко не все, кто хотел, могут туда попасть. Тем более сейчас, спустя два года, когда и у меня уже почти нет концертов именно на передовой, хотя раньше выступал прямо в окопах, например. Сейчас это практически невозможно исходя из соображений безопасности, причем не только моей, а всех вокруг. Многое сильно изменилось. Когда мы играли 10 апреля 2022 года в Мариуполе — это была одна история, а концерт 17 марта 2024 года в Авдеевке — совсем другая. Появилось оружие, которое перевернуло все: FPV-дроны, которые залетают на 15−20 километров от передовой. Едешь по дороге к Донецку — все время включен анализатор дронов.

Во-вторых, для меня это давно стало личной историей. Еще учась в Испании, в Высшей школе музыки королевы Софии, я ходил по Мадриду в майке с надписью «ДНР», в майке с Путиным… Также еще с 2019 года я ездил в Донецк с благотворительными концертами. Молчу про то, что в Донецке живет часть моей семьи — сестра моего дедушки и ее ветвь, Олег Бахтиозин, мой родственник ближайший. Он 25 лет был художественным руководителем Донецкой филармонии. Я счастлив, что последние два года я каждый раз, заезжая в Донецк, встречался с ним. В этом году он, увы, умер.

— Говорят, что к звуку сирены можно привыкнуть. Ранее вы говорили, что был страх попасть в плен. А сейчас?

— Летом 2022 года, когда под Авдеевку впервые подвезли американские гаубицы М777, в Донецке был страшный обстрел. Я тогда был в Макеевке, ночевал у друзей. Утром, возвращаясь в отель, увидел: тишина, птички поют, а на дороге у отеля — выбоины после прилета. Подошел к моей гостинице, а там… Разруха. Люди убираются. Было прямое попадание снаряда в наше здание. Мой номер не задело, он был с другой стороны. Но все остальное повыбивало. Сел завтракать — вдруг все начало жутко трястись. Я напрягся и вот тогда, пожалуй, действительно испугался. Оказалось, это ПВО работала… Понял, почему в Донецке не сидят у окон: если случится удар, то стекла в тебя полетят — страшные множественные порезы. Ну а в плен попасть боялся, да. Думаю, там ничего хорошего не происходит. Но как такового страха у меня нет.

«Солдаты прекрасно воспринимают классику»

— В вашу программу на фронте входит Чакона Баха ре-минор из Партиты №2. А что еще исполняете?

— Да, раньше ее играл часто. Чакона — долгое и мощнейшее трагическое произведение. В моем исполнении она длится 13 минут. Но на передовой я понимаю, что не могу устраивать долгие концерты, поэтому обычно играю два маленьких произведения — Адажио из того же цикла Баха и знаменитый Каприс №24 Паганини.

Владимир Путин меня тоже спрашивал об этом. Ему рассказал, что владею художественным свистом, и когда меня просят исполнить что-то не из классики — я насвистываю. В советское время это называлось «артист оригинального жанра». Это не про раздражающий свист, а про искусство. На фронте свищу в первую очередь по заявкам: «Катюшу», «Темная ночь», «Синий платочек», «Прощание славянки». А на скрипке играю только классику — мой принцип.

Когда езжу не один, а с друзьями-музыкантами, то репертуар шире. С пианистом Александром Романовским мы играли сонаты Бетховена и Моцарта, со скрипачами исполняли дуэты Глиэра, Бартока, знаменитую Пассакалию Генделя…

— По какому принципу у вас вообще происходит отбор произведений? Почему именно Чакона, например?

— Когда я ехал туда выступать в первый раз, был уверен в правильности выбора произведения: в монументальном труде Альберта Швейцера «Иоганн Себастьян Бах» автор убедительно доказывает, что шесть сонат и партит Баха посвящены земной жизни Иисуса Христа. То был апрель, Великий Пост, восхождение на Голгофу — страшная донбасская Голгофа, трагедия. У меня не было никаких сомнений, что надо играть именно Чакону. В остальном я здесь в какой-то степени заложник своих же собственных принципов: того, что я не играю на скрипке популярную музыку — только классическую. А еще чаще всего езжу один, поэтому я заложник репертуара для скрипки соло. Соответственно — сонаты и партиты Баха, каприсы Паганини. С другими музыкантами возможностей больше. С моими родителями Леонидом Лундстремом и Марией Воскресенской мы играли сонату Моцарта ми-минор, которую он написал на смерть матери…

— Чем отличается зритель там, на фронте, от зрителя в мирном концертном зале?

— Разве что тем, что они совсем близко к тебе, вы можете общаться до и после концерта. А вообще я всегда говорю, что нужно уважать русский народ, а армия — это и есть русский народ, его плоть и кровь. Там находятся все страты нашего общества: от сантехников до айтишников, от философов до писателей, от шахтеров до студентов. Они прекрасно реагируют на классическую музыку.

Известный парадокс у нас в стране: самый популярный жанр — это попса, но у нас нет ни одного популярного исполнителя мирового уровня. Такая же ситуация — с шансоном и рок-музыкой. Есть великолепные, легендарные исполнители, но за рубежом их мало кто слушает. А в классической музыке у нас суперзвезды вселенского масштаба: Чайковский, Рахманинов, Римский-Корсаков, Шостакович, Стравинский, Прокофьев… При этом в народе классика не так популярна. Это неправильная история, которую нужно менять. Но дело не в том, что у нас народ какой-то неправильный. Как раз там, где стираются все границы между жизнью и смертью, где все маски слетают, — там замечательно воспринимают классическую музыку. Ведь «классика» в переводе означает «образцовая», именно она затрагивает глубокие струны души, которые в повседневной перенасыщенной культурной жизни столицы замыливаются. Там они обнажаются.

— А для гражданских играете там?

— Конечно! В Мариуполе мы играли перед драмтеатром: купили генератор, взяли в аренду фортепиано и играли для людей, которые вокруг нас собирались. В Луганске мы в городском парке поставили фортепиано и играли — люди подходили, слушали…

— А как гражданская публика воспринимает музыку?

— Замечательно! Радостно, искренне — это всегда эмоции.

— Для них такие концерты, наверное, все-таки сейчас большая редкость, диковинка.

— Должен отметить, что Донецкая филармония и Донецкий театр возобновили свою работу осенью этого года. И, насколько я знаю, реальный дефицит — это билеты туда. Очень большой запрос на культурную жизнь.

«Рядовой зачитал рэп на французском»

— На каких площадках на передовой приходилось выступать?

— Было все! И окопы, и бомбоубежища… Например, тот самый концерт 9 мая 2022 года — там выступали непосредственно в окопе, в одной из рот 1117-го батальона, а в другой роте это было как раз подземное убежище. На Лисичанском нефтеперерабатывающем заводе, на огромной площади, как в Мариуполе 10 апреля, в советском бункере, который строился на случай ядерной войны, где был один из штабов батальона. В лесопосадках, как, например, в 2023 году, в августе, в расположении 2-й армии перед наступлением на Купянск, — фактически Харьковское направление. Кстати, там ко мне после концерта подошел один пацан наш, рядовой, и попросил подыграть, задал мне бит и под звуки скрипки зачитал рэп на французском языке!

— Приходилось под обстрелом выступать?

— Есть видеозапись, где во время моей игры как раз недалеко падают снаряды. Слышен звук.

— Страшно?

— Нет. Самый для меня страшный в морально-этическом смысле — концерт в Мариуполе 10 апреля. Не понимал, насколько уместно человеку, приехавшему из Москвы, в хорошей одежде, на хорошей скрипке играть перед людьми, которые в лучшем случае лишились своих домов, а в худшем — своих близких. Сложно…

— После концерта общаетесь с нашими ребятами? О чем они вас спрашивают?

— Обо всем! О ситуации на фронте, о жизни — у кого о чем болят душа и сердце.

— Они просят передать что-нибудь: записку, письмо, может?

— Нет, у них есть связь с домом. А так мы занимаемся и гуманитарной помощью, и помощью именно армии непосредственно. И поэтому я всегда привожу нужное для передовой, для фронта.

«Кто сказал, что надо бросить песни на войне? После боя сердце просит музыки вдвойне!» Ну и потом, я уверен: когда говорят пушки, музы должны говорить еще громче. Только так!

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Петр Айду известен звуковыми перформансами. Его «Реконструкция утопии» в ШДИ получила Гран-при Премии Сергея Курехина 2013 года в области современного искусства. За акустический перформанс «Звуковые
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...