Срочные новости раздела
«Маленькие трагедии» превратили в «иммерсивный ванитас» в избе-читальне

«Маленькие трагедии» превратили в «иммерсивный ванитас» в избе-читальне

Это не первый спектакль по «Маленьким трагедиям», который украсил театральные афиши столицы в год пушкинского юбилея. Их классическое прочтение совсем недавно представил в Малом театре режиссер Алексей Дубровский. В «Мастерской Петра Фоменко» в «Маленькие трагедии» с подачи Федора Малышева добавили элементы иммерсивности — тридцать зрителей разместили между Новой сценой и фойе.

Спектакль, который играют в Московском драматическом театре Есенина, — «бродилка» по старинному особняку, которую играют, по словам постановщиков, в жанре ванитаса. Ванитас — это жанр натюрморта, пик популярности которого в Европе совпал с годами жизни Шекспира. Художники воплощали смерть и бренность человеческого существования через узнаваемый живописный язык, мрачно трактовали символы. Каждый предмет тут имеет иногда двойное или тройное значение. Например, меч и доспехи символизируют могущество и богатство в земном мире, руины напоминают о скоротечной жизни тех, кто их населял когда-то, а музыкальные инструменты означают эфемерность человеческой жизни.

Символика оригинального жанра сохраняется в сценографии и костюмах. Альбер всюду берет с собой меч, Сальери оказывается на руинах. Но создатели спектакля не стремятся к документальной точности в атрибутике.

Тут очень важно место, где играют спектакль, — библиотека-читальня имени Пушкина, особняк купца Мухина. Первую столичную читальню открыли к столетию поэта, а позднее библиотека переехала в усадьбу Мухиных, где и располагается сейчас. Сам дом старше классика и до 1911 года переходил от купца к купцу. Первой распорядительницей читальни была дочь Пушкина — Мария Гартунг. Считается, что ее внешность Толстой описал в «Анне Карениной». Она стала прототипом для облика главной героини.

Актер Сергей Хачатуров рассказывает:

— Это отчасти автобиографическая история. Мне кажется, что эпизоды из «Трагедий» схожи с периодами жизни самого Александра Сергеевича. Наш спектакль как будто идет по этапам жизни Пушкина — начинает с некоего «семейного» пролога: юность поэта, «Скупой рыцарь», с отцом у поэта сложно складывались отношения. Потом буйная молодость с обилием женщин и веселья — это «Каменный гость». «Моцарт и Сальери» — сочинение уже более зрелое, осмысляющее двоякий мир искусства. «Пир во время чумы» — такой странный мир, где все потери скрашиваются беспечным пиром. Чем-то схоже с его стихотворением «19 октября»: «Я пью один; вотще воображенье / Вокруг меня товарищей зовет...».

Для «Маленьких трагедий» Пушкин избрал четыре страсти, через которые, по словам литературоведов, исследовал основные формы «наслаждения жизнью», оказавшиеся разрушительными. Богатство и алчность сгубили жизнь («Скупой рыцарь»), остатки чести и любви уничтожил азарт («Каменный гость»), гения искусства сгубила зависть упорного творца («Моцарт и Сальери»), а порицаемая обществом беспечность оказалась единственным способом справиться с потерей («Пир во время чумы»).

Авторам спектакля интересно противопоставление двух типов героев: с одной стороны, замкнутых в собственных эгоизме и скупости, вроде пушкинского Сальери или Барона (обоих играет Ильдар Аллабирдин, он же исполняет роль Священника), а с другой — людей, искренне отдающихся своей страсти, идущих на потери в угоду мимолетным желаниям, вроде Дон Гуана, Альбера, Моцарта или Вальсингама (четырех героев играют Сергей Хачатуров и Ярослав Шевалдов).

Поэт (Пушкина, а в других сценах Герцога и Командора, играет Андрей Лушников) тут оказывается главным. Решительность классика и смелое звучание его стихов способны изменить даже самые «порочные» сердца, но эта победа не будет безоговорочной. Главное, чтобы «переворот» произошел не на сцене, а в сердце зрителя.

Московский драматический театр Есенина — молодой, амбициозный, современный. Среди его зрителей в основном школьники и студенты. Сюжеты пушкинских трагедий совсем не детские, как и описываемые в них «взрослые» грехи, но почему-то такие истории оказываются необходимы молодым и поощряют «маленьких взрослых», обуреваемых своими тайными страстями, заглянуть в книгу почти двухсотлетней давности, чтобы в ней отыскать решения для «нелитературных» проблем.

У зрителей на носу ЕГЭ и экзамены, а тут Альбер (Сергей Хачатуров) поддается искушениям молодости. Все сводится к тому, что происходит сейчас, но в стилевом обрамлении ванитаса и декорациях, современных Пушкину: «Папа, дай денег, рыцарю нужны новые дорогие доспехи». Родной отец, Барон, маниакально бережлив. Ильдар Аллабирдин смело сгущает краски и превращает своего Барона почти в героя сказок Гофмана или драмы Шекспира — богача, родного сына умело удерживающего за границей бедности: «Моих денег ты не заслужил». С другой стороны, Соломон, образ которого воплощает актриса Ольга Гончарова, — уморительный карлик, напирающий на юношескую бескомпромиссность. Универсальный для спектакля закон: от непоправимого преступления защищает только собственный внутренний стержень и, конечно, классик, который, кажется, презирает и излишне скупых, и самых расточительных.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...