Срочные новости раздела
Зощенко приехал погостить в Москву: театр «Мастерская» гастролирует в столице

Зощенко приехал погостить в Москву: театр «Мастерская» гастролирует в столице

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У каждого был свой фаворит — «История болезни», «Обезьяний язык», «Аристократка»... У многих Зощенко ассоциируется с фильмом Леонида Гайдая «Не может быть!». Несколько другой взгляд на его сатиру предложили в театре «Мастерская»: зритель и хохотал, и плакал.

«До начала спектакля 3 минуты» значится на табличке, висящей над сценой, но действие уже началось: грустный Зощенко играет на фортепиано что-то тоскливое. У него депрессия, выбраться из которой доктор предлагает ему с помощью чтения рассказов Зощенко, над произведениями которого от души смеется сам врач; очевидно, он не знал, что перед ним сам автор произведений…

Далее — калейдоскоп хорошо знакомых образов, за которыми наблюдает их автор. Зрители хохочут. Где-то громче и чаще, где-то реже. Безусловными фаворитами, судя по реакции зала, были «Аристократка» и «Преступление и наказание». Единственный, кто ни разу не то что не засмеялся, даже не улыбнулся — Михаил Зощенко, роль которого исполняет режиссер постановки Максим Студеновский. Впрочем, и сам Зощенко говорил: «Тут я подумал о своих рассказах, которые заставляют людей смеяться. Я подумал о смехе, который был в моих книгах, но не был в моем сердце». Автор внимательно наблюдал со стороны за своими персонажами — яркими и выразительными героями анекдотических историй. Публика сосредоточенно наблюдает за героями новелл, в которых легко узнать типичные образы, воплощающие невежество, жадность, пошлость, неверность и другие пороки советских граждан, которые, впрочем, актуальны и по сей день (в антракте, наблюдая за некоторыми зрительницами, увлеченно поедающими пирожные из театрального буфета, невольно хочется пошутить: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»). Красочные костюмы, смешной говор, драка толпы в транспорте сопровождаются смехом в зале. Но если взглянуть на край сцены, где сидит Зощенко, все происходящее начинает восприниматься совсем иначе — покрывается вуалью трагедии. Пороки высмеяны, с одной стороны, и тут же оплаканы — с другой. Для нас — смешно, но для героев рассказов, которые, безусловно, существовали тогда и существуют сейчас в реальной жизни, их порок — беда и трагедия. Зощенко не жесток по отношению к героям своих рассказов и к людям, хотя и выводит их пороки на сцену во всей красе. Автор человечно сочувствует им, соболезнует им и принимает их несовершенства. Вот такая жестокая безусловная и всепрощающая — любовь!

У постановки есть несколько «фишек». Во-первых, многоплановость композиции, сотканной из двух частей: реальная жизнь писателя с его воспоминаниями и его рассказы. На сцену выведены «кусочки» памяти Зощенко, где читают свои стихи его коллеги-литераторы Сергей Есенин и Александр Блок, тоже трагичные фигуры. Еще один интересный ход — кинематографическая вставка по рассказу «Любовь», короткометражный фильм, который сам по себе является метафорой, отражающей кинематографичность его рассказов. Действительно, когда читаешь его произведения, в воображении легко рисуются мини-фильмы.

Наконец, еще одна составляющая, которая нашла отклик в зрительном зале, — музыка спектакля. Задачи попасть в эпоху здесь ставили не всегда. Так, влюбленная Машенька в сцене по рассказу «Любовь», лежа на снегу, вдруг запевает строчки из песни «Нева-неважно» группы 5nizza. С песни Франсуазы Арди «Как сказать тебе прощай» начинается «Преступление и наказание», где сам текст предвосхищает «мораль сей басни»: не лучше ли объясниться с нелюбимым человеком, нежели обманывать его? С другой стороны, если бы мы все были честны друг с другом, не было бы и «басни».

В зале не было гробовой тишины, зрители, очевидно, близко знакомые с творчеством писателя, ностальгически заканчивали цитаты персонажей со сцены:

— Сейчас будет знаменитое: «Ах ты, рыбий глаз!», слушай! Вот!

— «Я ее провожай… — говорит Васька со сцены.

— …Я и имущества лишайся», — шутливо завершает зрительница, нашептывая афоризм соседке.

Реакции были контрастными: одновременно и смеялись, и плакали. А в финале — молча громко аплодировали и долго не отпускали актеров со сцены. Петербургских артистов московские зрители встретили и приняли тепло, а те в свою очередь заставили публику всплакнуть над рассказами Зощенко, над которым, казалось бы, принято исключительно смеяться.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...