Срочные новости раздела
Режиссер Алпатов рассказал о съемках «Противостояния»: «Ностальгировать нужно аккуратно»

Режиссер Алпатов рассказал о съемках «Противостояния»: «Ностальгировать нужно аккуратно»

Владимир Вдовиченков и Алексей Гуськов пришли на смену Олегу Басилашвили и Андрею Болтневу, сыгравшим бескомпромиссного следователя и беспощадного злодея в советском сериале режиссера Семена Арановича.

Новую версию снимал Тимур Алпатов, в фильмографии которого есть и детективы, и исторические драмы, но этот проект, по словам режиссера, не похож на то, что он делал раньше. В беседе с «МК» Тимур рассказал о драме на фоне красивых пейзажей, буме ностальгических сюжетов и чудесах технологии.

— Сейчас под экранизацией подразумеваются самые разные подходы. Для кого-то исходник имеет огромное значение, а для кого-то он лишь отправная точка. Как вы строили свои отношения с книгой Юлиана Семенова?

— Книга для меня была самым главным источником. С большой бережностью мы относились и к классической экранизации, потому что это великий фильм, который в свое время произвел огромное впечатление на публику. Но задачи повторить его не было. Уже в начале работы над проектом мы решили, что это не будет фильм-нуар, каким мы его помним. Сама история довольно жесткая. Главный герой борется со злом, которое спустя тридцать лет вышло из подполья. Но сложные драматические обстоятельства мы показываем на фоне красивых пейзажей и интерьеров. И еще в фильме сорокалетней давности упущены некоторые сюжеты из книги, и можно сказать, что наша экранизация более полная.

— Многие уже подметили, что сериал вы снимали как полнометражное кино, в связи с чем возникает вопрос: заметят ли ваши старания люди не особо искушенные, те, кто смотрит результат на обычном телевизоре на кухне?

— Для меня здесь главное значение имеют мое личное видение и, если хотите, кинематографическая совесть. Мы изначально все задумывали как многосерийный художественный фильм, поэтому взяли соответствующую оптику, снимали по стандартам кино, и все это очень вдохновляло. Конечно, зритель следит прежде всего за сюжетом, но все вложенные нами изобразительные фишки тоже оказывают свое воздействие.

— В последнее время советская детективная классика стала для продюсеров одним из любимых жанров. На ваш взгляд, эти фильмы и сериалы действительно так хороши или просто ностальгия хорошо продается, и многие пытаются урвать кусок пирога?

— Ностальгия существует всегда, поэтому желание продюсеров переснять на новом киноязыке старые темы очень понятно. Но далеко не все удачно получается. Зритель вырос, он смотрит сериалы и наших, и зарубежных платформ, во многом ориентируется. Поэтому ностальгировать нужно аккуратно, есть риск просто не попасть, и откровенных спекуляций на тему старого кино сейчас довольно много. Что касается жанра детектив, то и в ретростилистике, и в современной он неизменно пользуется успехом. Людям всегда интересно посмотреть, как следователь ловит злодея. Я и сам детективы очень люблю и неплохо в них ориентируюсь.

— И насколько новое «Противостояние» соответствует вашему детективному вкусу?

— Я для себя этот фильм прочувствовал, еще перед съемками решил, каким он будет, и по максимуму добился того результата, которого хотел. Вообще у меня фильм начинается с саундтрека. Я собираю винил и слушаю совершенно разную музыку — от неоклассики и эмбиента до пост- и арт-рока. Когда читаю сценарий, то откладываю что-то в папку с музыкой, а на съемках слушаю, и меня это настраивает, хотя в сам фильм выбранная мелодия или песня, может, и не попадет. Так было и с «Противостоянием».

— В новых версиях известных детективов есть своего рода подвох. Как бы создатели ни переосмысливали оригинал, публика знает, чем все закончится…

— Сюжет действительно знакомый, и кто есть кто, понятно с самого начала. Главное здесь — погоня честного следователя за злодеем. И внутреннее состояние, суть злодея Кротова благодаря великолепному исполнению Алексея Геннадиевича Гуськова должна создавать у публики желание увидеть, как же, наконец, его поймают.

— Одной из удач классического фильма стал выбор Олега Басилашвили на роль следователя и Андрея Болтнева — на роль убийцы. Можно ли сказать, что актерский состав того фильма в чем-то повлиял на проведенный вами кастинг?

— Я прекрасно понимал, кто мне нужен, совершенно не думая об актерах из старого фильма. Алексей Гуськов не старается переиграть Болтнева. Но он играет абсолютное зло. Я не был прежде знаком с Алексеем Геннадиевичем, но когда мы встретились, и на пробах он предложил то, что мне и в голову не приходило, стало понятно, как нам вместе нужно лепить этого персонажа. Владимир Вдовиченков с самого начала был в кастинге мечты, все его очень хотели, ждали, когда у актера появится время, и мне кажется, в итоге получилось стопроцентное попадание.

— Вы уже упомянули захватывающие пейзажи, которые попали в кадр. Но, видимо, за кадром остались все капризы природы, которые неразрывно связаны со съемками на натуре…

— Дело не только в погоде, на съемках может произойти все что угодно. У меня есть опыт, я неоднократно попадал в сложные ситуации и понимаю: здесь главное — собраться и принять правильное решение. Погода всегда добавляет проблем, но на этих съемках их было крайне мало. Пару раз неожиданно пошел дождь, и мы это как-то перетерпели, снега не случилось, так что нас в целом вела удача. Но я знаю, что такое снег в конце апреля, когда в кадре должно быть лето. В таких ситуациях нужно либо все отменять, либо заново придумать сцену. И ни в коем случае не надеяться, что на монтаже все можно исправить.

— Съемочной группе «Противостояния» 1985 года было полегче хотя бы в том отношении, что в Советском Союзе визуальная разница между восьмидесятыми, когда шла работа над фильмом, и семидесятыми, которые должны быть в кадре, не такая уж большая. Вам требовалась совершенно другая эпоха. Вы ее по большей части нашли или нарисовали при помощи новых технологий?

— Мы старались по максимуму найти натуру семидесятых и сороковых. И нашли довольно много, но сейчас эпоху приходится собирать мелкими кусочками. А мелкие кусочки ограничивают актеров в движении, поэтому компьютерной графики не избежать. Снимали мы в Абхазии, Карелии, Петербурге и Москве, и если речь шла о городских пейзажах, то, конечно, «затирали» современные окна, спутниковые тарелки и так далее. В одной из сцен самолет у нас приземляется якобы в Турции. Естественно, никакой продюсер не позволит ради одной сцены отправлять группу в Турцию, особенно когда съемки приближаются к финалу. В итоге горы мы дорисовали.

— Одно дело горы, другое — живые люди. Сейчас технологии позволяют вводить в кадр уже умерших актеров. Как вы к этому относитесь?

— У меня был подобный опыт (режиссер снимал сериал «Диверсант. Идеальный штурм», где при помощи технологии «дипфейк» удалось получить эпизод с актером Владиславом Галкиным, ушедшим из жизни в 2010 году. — «МК»). Эта технология развивается, но не всегда себя оправдывает. Могу привести в пример свежий фильм о приключениях Индианы Джонса, где видно, что молодое лицо Харрисона Форда не совсем настоящее. Все зависит от задачи. Если это действительно нужно, то, конечно, следует начинать большую и очень кропотливую работу. Но если нужно кого-то омолодить, то лучше сделать это гримом или найти другого артиста.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...

На ярмарке помимо торга всегда было место развлечениям. В балаганах выступали артисты, необычные  женщины с усами, безрукие гимнасты, кто угодно, лишь бы привлечь и удивить публику. Сохранившиеся
подробнее...

На днях исполнилось бы 95 Олегу Борисову. А что ТВ? Оно сделало свое дело — правда, лишь на одном отдельно взятом канале под названием «Культура». Вот фильм о нем, вот «На войне как на войне»,
подробнее...

Раньше, если я попадал на это умопомрачительное шоу, не мог и пяти минут выдержать. Моя тонкая душевная организация дико протестовала, просто кричала: «Саша, не смотри такое!» Ну да, мне казалось, что
подробнее...

Называть «Бумеры и Зумеры» даже мелкокалиберным альбомом - значит немного преувеличивать. Это скорее мэшап звезд разных эпох, джем под драм-машину - в общем, рисунок, который не претендует на звание
подробнее...

В просторном зале «Яблоко» в галерее искусств Российской Академии художеств ощущается небольшое волнение — гости церемонии, радуясь встрече, обнимаются, жмут друг другу руки. Лишних или случайных
подробнее...

— Как возникла история, уходящая в советское детство?— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его
подробнее...

К своей 102-летней истории в Вахтанговском театре относятся трепетно, берегут ее, а потому активно пополняют свою собственную театральную библиотеку новыми изданиями. Одной из таких книг стала новинка
подробнее...

Малоизвестным и даже талантливым новичкам всегда было трудно пробиваться, а сейчас таких площадок и вовсе почти не сыскать даже днем с огнем. Но пока идеолог фестиваля инди-музыки Александр Кушнир
подробнее...

Куинси Джонс хорошо знает, что такое работа до седьмого пота в условиях расовой сегрегации, но своими впечатляющими успехами во многом обязан еще и тем, что вытащил несколько счастливых билетов. У
подробнее...

Наталье Назаровой понадобилось 12 лет, чтобы воплотить свой сценарий. История получилась отчасти сказочная — о девушке со сложным диагнозом, которая встретила красавца боцмана, и это перевернуло их
подробнее...

В 1975 году группа «Скоморохи» во главе с Александром Градским приехала на гастроли в Саратов и дала концерт в ледовом дворце «Кристалл». На тот концерт пришел и я, тогда студент консерватории. После
подробнее...

Конкурс проводится по инициативе выдающегося хореографа, президента Академии танца Бориса Эйфмана. Борис Яковлевич родился в городе Рубцовске Алтайского края в послевоенном 1946 году, в семье, не
подробнее...

Российская академия художеств получила в дар необычный бюст — Владимира Путина, автором работы является австрийский скульптор Александр Лаабмайр, который сделал портрет президента России исходя из
подробнее...