Срочные новости раздела
«Тоска по родине!»: у дедушки пресс-секретаря Нацкомитета республиканцев Элизабет Пипко нашлись русские корни

«Тоска по родине!»: у дедушки пресс-секретаря Нацкомитета республиканцев Элизабет Пипко нашлись русские корни

ДОСЬЕ МК

Марк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым художником, которого выставляли в Третьяковской Галерее. Эмигрировал в Нью-Йорк в 1974 году — жил и работал там до своей смерти в 2017 году. Марк Владимирович известен в том числе как портретист. Во время жизни в СССР рисовал генсеков и простых советских граждан, а после эмиграции ему позировали, например, премьер-министр Израиля Голда Меир и лауреат Нобелевской премии мира и журналист Эли Визель, а также великий виолончелист Мстислав Ростропович. 

В год начала Великой Отечественной Марка Владимировича вместе с семьей эвакуировали в Казань, а в конце войны Клионские переехали в Ленинград. Четырнадцатилетний мальчишка из семьи евреев, имеющий склонность к рисованию и все «прелести» своего времени - голод, лишения, смерти близких... В портретах художника прежде всего поражают глаза его современников: кажется, в них отражается  авторский отпечаток потери. Номинант Нобелевской премии мира, один из самых известных исследователей темы Холокоста, журналист Эли Визель говорил, что Марка Клионский для всего в этом мире находил собственное лицо, это лицо изображалось на картине или портрете — «и только оно позволяло нам увидеть неудобную тайну истины».

Спустя двадцать лет, в 1961-ом мастер приступил к созданию серии офортов «Чтобы не забывали» — о гонениях на евреев в годы Великой Отечественной. Холокост становится основой сюжетов его картин, для которых оказались важны и собственные воспоминания Марка Клионского о жизни евреев в эвакуации. 

Интересна дальнейшая судьба офортов: в День независимости Израиля их увеличенные копии в свое время носили по Пятой Авеню в Нью-Йорке, во время праздничных демонстраций. А другой его оригинальный офорт — «Все для фронта» — как обнаружилось, хранится в фонде Ангарского городского музея. 

В поисках творческой свободы 1974-ом году художник перебрался в США. Покидая СССР, часть работ он увез с собой, а часть оставил коллегам. И хотя в Америке  Клионский был достаточно успешен, активно экспериментировал с формой, но тосковал — по СССР, Ленинграду, а героев из страны Советов все продолжал  изображать на своих картинах. За несколько лет до Перестройки создал триптих «Россия беременна» — коллаж из узнаваемых образов и лиц, объединенных одной, пока не ощутимой страной, но уже предсказанной художником судьбой страны, постигшей ее трагедии. Настоящее – в череде лиц, как будто бы переписанных с советских плакатов – не американских, “поп-артовых”. А память для него там, где на красном фоне застывают искалеченные тени прошлого.  

Марка Клионского называли человеком, который создал в Америке неореализм и одним из самых талантливых портретистов. Портрет Ростроповича художник лично презентовал Русскому Музею — презентация в городе на Неве состоялась ровно в день его эмиграции, только двадцать лет спустя. Голда Меир, премьер-министр Израиля, позировала художнику всего лишь полтора часа — Клионский успел создать один из самых известных ее портретов.  

В США художник много занимался «еврейской» темой, которая в официальном искусстве СССР много лет была под запретом. Картины «Еврейский мальчик», «В ожидании транспорта», «Ушла» в том числе и о непростой жизни тех, кого  затронул так называемый «пятый пункт» советского паспорта. 

Его картина «В ожидании транспорта» – не столько программное полотно, передающее  трагедию  американских мигрантов, сколько игра слов и образов, которая строится на интерпретации элементов коллажа. В центре – беременная женщина в белом. А за ее спиной – тени на красном фоне, тревожные и напряженные лица  тех, чьи имена по разным причинам оказались стёрты в истории. Так на картине проявляется авторский почерк – взгляд в будущее, который строится на осмыслении трагедий прошлого и настоящего. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Культура любит красивых — и поэтому выбирает их. Наталья Дардыкина пришла в молодежную газету именно в отдел культуры, который потом и возглавила. Экстерьером она всегда напоминала балерину: в
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...

Как водится, премьера – событие не только театральное, но и светское. На этот раз организаторы предложили публике восточный дресс-код. Можно было видеть шаровары, тюрбаны, обилие люрекса и пайеток,
подробнее...

Несмотря на то, что песни у Дианы Арбениной авторские, по-своему выстраданные и очень эмоциональные, перепевкам они не сопротивляются. Их голосят на кухнях и в караоке, а в прошлом году Ваня
подробнее...

Любовь китайцев к нашей культуре — факт не новый. Сейчас на улицах столицы в любое время года можно увидеть многочисленных гостей из Китая, почти столько же, сколько и до пандемии. И снова улыбчивые
подробнее...

Вахтанговский театр возвращает свой исторический облик. Впрочем, в отличие от некоторых театров, он его толком и не терял. Однако директор театра Кирилл Крок в своих соцсетях недавно рассказал о
подробнее...

Один из лидеров паблик-арта в России, художник Марина Звягинцева, придумала парадоксальный образ высотой четыре метра еще летом. Как ни странно, в жаркие дни она думала о зимнем уюте. Ассоциация
подробнее...

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155
подробнее...

Оззи неоднократно бывал в России, в нашей стране у него очень большая армия поклонников. В 2014 году в московском «Олимпийском» был концерт Black Sabbath с Оззи Осборном во главе, разумеется. Они
подробнее...

Кроме пылающих роз, ничто не напоминает об известной песне, но есть отголоски шекспировского «Отелло» в простонародной трактовке. Ревнивый мавр, то ли из глины, то ли из пластилина, готов задушить
подробнее...

Премьера мультимедийного концерта «Пушкинские сказки» состоялась во Владикавказе. На сцене Академического русского театра им. Е. Вахтангова поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» впервые прозвучала на
подробнее...

Насыров стал популярен в середине 90-х, исполнив хит «Мальчик хочет в Тамбов». Тогда на него обратили внимание многие, в том числе и Алла Пугачева, которая пророчила простому казахстанскому пареньку
подробнее...