Срочные новости раздела
Хронику автора «Войны и мира» перевели в цифру

Хронику автора «Войны и мира» перевели в цифру

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным наполнением. Нужно понимать, что прессу столицы собрали в особняке на Пречистенке не для того, чтобы напомнить о себе или дать возможность посмотреть на потомков классика — Владимира Ильича Толстого (ставшего недавно директором музея великого прапрадеда) или Феклу Толстую — праправнучку яснополянского гения.

Задачей было показать прогресс проекта, выросшего из идеи словаря языка Льва Толстого (отголоском которого можно назвать рубрику редких слов) — и сразу вышедшего за узкопрофессиональные филологические или литературоведческие рамки. Что же добавилось за два года? Подробная электронная «хроника жизни Льва Толстого», основанная на свидетельствах его ближайшего окружения, ежедневный «календарь Толстого», раздел писем и так далее.

Работать с многотомными собраниями сочинений исключительно сложно, особенно если речь о поиске цитаты, неизвестной исследователю или известной ему неточно. Но в случае с Толстым речь идет о 90-томнике. Представим же, какой объем имеет вторая часть сайта — «библиотека о Толстом».

Понимая, что все любят котиков, я протестировал поисковый инструмент «Слова Толстого», запросив источники, содержащие существительное «кошка». Около тридцати ответов. Отсылки к дневникам, «Новой Азбуке», нравственные формулы и цитаты о «жалости к собакам, кошкам, мышам и тараканам». А потом выскочила неожиданная выдержка из «Дневника» Софьи Андреевны Толстой, совсем не милая и не смешная: «Н. сегодня рассказывал, что в день, когда ему заболеть, он шел по Пречистенке, и на него вскочила вдруг неожиданно серая кошка и, пробежав по пальто, села на плечо… Н., по-видимому, видит в этом дурное предзнаменование».

Важно уточнить, что тексты, где это возможно, надстроены комментариями, аудиопояснениями толстоведов, записями голоса писателя и фотографиями — в будущем по мере расширения на сайт зальют весь массив фотоархива — его опять-таки свяжут с остальным содержимым «гиперссылками». Часть негативов из архива, как мне удалось выяснить, до сих пор — то есть спустя 114 лет после смерти Толстого — не то что в цифру не переведены, а ни разу не были воспроизведены в виде позитива.

«Слоеный пирог толстовских смыслов» — примерно так я могу описать результат далеко не завершенной работы энтузиастов. Но только к 2028 году — к 200-летию Толстого — «пирог» дорастет до объема «свадебного торта». К юбилею Владимир Толстой обещает завершить процесс сканирования пятисот тысяч (!) страниц рукописей Льва Николаевича (для сравнения — специалистам известны «всего» 14 тысяч страниц рукописей Пушкина).

Кстати, раз было упомянуто о голосе Толстого, нужно сказать, что Лев Николаевич был невероятно прогрессивным в техническом плане человеком — новинки рубежа веков и начала XX века были освоены им по мере появления, — ладно фотографическое дело и пишущая машинка! Он мгновенно подружился с фонографом (диктофоном, записывающим голос на цилиндры/восковые валики) и с резервуарной (то есть будущей шариковой) ручкой. Конечно, машинка и фонограф Софью Андреевну как главного переписчика произведений заменить не могли, но если бы Толстой увидел нынешние ноутбуки и принтеры, он бы точно подумал: будь у меня такой аппарат, я, может, и не женился бы никогда.

А теперь о «святая святых». Доступ в фотофонд ГМТ обычным посетителям не предоставляют — журналистов пустили в виде исключения, показав неприкасаемые артефакты, — брать их в руки можно только в специальных перчатках. Из ящиков, укрытых в металлических шкафах, сотрудники спецхрана извлекли на свет божий, например, первый дагерротип Толстого — то есть снимок на металлической пластинке, датированный 1849 годом, первую фотографию на бумаге (1856 год), первое селфи; единственный портрет Толстого в цвете, сделанный пионером цветной фотографии Прокудиным-Горским в 1908 году, бесценные фотоальбомы Софьи Андреевны и Владимира Черткова.

Все это — не воспроизведения, а современные Толстому экземпляры, кроме разве что портрета авторства Прокудина-Горского, негатив которого был продан в Библиотеку Конгресса США. Селфи 1862 года, кстати, — это не метафора: Лев Толстой буквально запечатлел себя сам, с единственной разницей, что фотографический аппарат того времени невозможно было удержать на вытянутой руке.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

Экспозицию начинают с представления «главных героев». Михаил Куприянов (КУ), Порфирий Крылов (КРЫ) и Николай Соколов (НИКС). Куприянов родом из Тетюш, Крылов — из Тулы, Соколов — из Рыбинска.
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...

"Сегодня очень важно не просто рассказать о музыке в кино, но воспитывать через кино новое поколение, чтобы молодежь слушала  музыку, которая звучит не только в магазинах, не «бум-бум-бум». Я не могу
подробнее...

Начало задерживают. В фойе слышен стук молотков. Странно, что все еще идет монтировка декораций. Наконец двери открываются. На сцене по-прежнему монтировщики. Не сразу понимаешь, что это актеры и
подробнее...

Повод заглянуть в Малый театр есть всегда. Прежде всего это спектакли, поставленные с глубоким  уважением к авторскому замыслу. Но в юбилейный для своего здания год фойе театра украсили выставкой под
подробнее...

На съемочной площадке авантюрной комедии Кологривый и Пореченков, по большому счету, играют уже знакомые для них роли. Первый — не желающий взрослеть авантюрист. Второй — суровый мужчина, в котором
подробнее...

В этом году выставочная Москва по праву может зваться авангардистской. За последнее время открылся целый ряд экспозиций, посвященных этому течению в искусстве, — выставка в «Зотове» о Мейерхольдовском
подробнее...

Напомним, что в 2023 году Минкульт Армении принял решение объединить экспериментальный театр «Гой» с Национальным академическим театром имени Габриэля Сундукяна. Причиной слияния стало то, что, по
подробнее...

В сколковском наукограде вот-вот закончится монтаж последних арт-объектов, созданных художниками для фестиваля «Здесь и сейчас». Его история сама по себе напоминает уличную волну — первые два
подробнее...

Чтобы объяснить, чем живет «Современник» сегодня, участников акции «Ночь искусств» разделяют на три группы. Свое знакомство с «настоящим» закулисья театра начинаем с Основной сцены. Перед тем как
подробнее...

«Мужчина мой» от Ани Лорак в качестве восторженной баллады о любви похожа на все песни подобного плана сразу. Видимо, композитор Дробыш, прежде чем взяться за клавир, и впрямь до изнеможения слуха и
подробнее...