Срочные новости раздела
Новая эпоха в Большом театре началась с убийства Джильды: эталонный Риголетто

Новая эпоха в Большом театре началась с убийства Джильды: эталонный Риголетто

Приглашение на постановку Джанкарло дель Монако – мудрое решение. Маститый режиссер и художник, представитель знаменитой оперной династии, дель Монако идеально сочетает режиссерскую смелость с традиционным подходом к материалу. Правомерно считает себя продолжателем принципов Станиславского, а потому со вниманием относится не только к нотам партитуры, но и к литературному тексту либретто. С детства зная наизусть не менее 60 опер, маэстро дель Монако уверен: для композиторов слово значило не меньше, чем музыка. Великие авторы разных оперных школ, и Верди первый в этом списке, писали свои музыкальные шедевры на готовые тексты, участвовали в работе либреттистов, создавали музыкальную интонацию под конкретное слово. Поэтому, репетируя с русскими артистами, Джанкарло не только разрабатывал линию поведения персонажей, но и детально отрабатывал итальянский текст. Такой метод дал великолепный результат: не превращая оперу в драму, сохраняя свойственный опере крупный штрих, плакатность характеров, однозначность страстей, постановщик строит на сцене настоящий человеческий мир, в который веришь и которому сопереживаешь.

Джильда в исполнении Полины Шабуниной – нежная, кроткая, невинная девочка в почти детском голубом платьице, с серебристым голосом, пожалуй, пока не вполне устойчивом на верхах, но очень красивом в основной тесситуре. Героиня пластична, импульсивна. Ее переполняет чувство любви к юноше, которая кажется ей взаимной. И потому предательство, с которым она сталкивается, уничтожает ее. В версии дель Монако смерть Джильды предопределена с самого начала – и такой мощной трактовки этой линии встречать ранее не приходилось. При этом режиссер не делает из Герцога монстра. Павел Петров в этой роли прямо-таки очарователен в своем легкомыслии. Он – не зло, не дьявол, не коварный соблазнитель. А просто ветреник, безнаказанный благодаря своему социальному положению. И то, что две женщины – Джильда и Маддалена – спасают его от смертельной угрозы, о которой он даже не подозревает, как будто бы оправдывает его. Впрочем, это оправдание сегодня кажется абсолютным анахронизмом: в наши дни такого Герцога быстро упекли бы за харрасмент, а Джильда с Маддаленой записались бы в движение “ми ту”. Хорошо, что Верди до этого не дожил.

В этой связи логично, что действие перенесено в условную визуальную среду середины ХХ века – может быть, последние десятилетия, когда гендерные отношения сохраняли еще традиционную иерархию. Вышло это очень красиво, вызвав море ассоциаций с кинематографом прошлого столетия. Элегантные костюмы, вечерние платья, смокинги, много черного цвета и серебра – эдакое «скромное обаяние буржуазии».  Впрочем, о сценографии стоит сказать отдельно. А среди артистов стоит особо выделить исполнителя заглавной партии Эльчина Азизова, которого смело можно назвать эталонным Риголетто. Покорило все: и красота голоса, и сильнейший характер, в котором злодейство и любовь, низость и стремление к чистоте, жестокость и нежность образуют гремучую оперную смесь. 

Исполнители партий второго плана полностью соответствуют установленной высокой планке – Елена Манистина (Джованна), Алина Черташ (Маддалена), Юрий Власов (Спарафучиле) с подачи режиссера создали интересные образы, наделенные индивидуальными чертами. Алина Черташ с ее красивейшим нижним и средним регистром в сочетании с неотразимой внешностью демонстрирует высочайшее искусство обольщения. Ну а Владислав Попов в роли графа Монтероне, обрушившего проклятья на Риголетто, был весьма грозен и даже инфернален.

Оркестр под управлением маэстро Гергиева с первых тактов зазвучал узнаваемо по-гергиевски: страстно, контрастно, в хороших темпах. В первой сцене даже слишком хороших для хора, которому пришлось оперативно приспособиться к взятому быстрому темпу. Великолепно звучали ансамбли – «коронка» вердиевских опер. И оркестр вел их мастерски и вдохновенно.

Как уже говорилось, визуальное решение спектакля заслуживает отдельного описания. Кроме самого режиссера над ним работала его команда – сценограф Антонио Ромеро и художник по костюмам Габириела Салаверри. Первая сцена явила огромных размеров, обшитый красным бархатом, увенчанный гигантской люстрой из красного хрусталя кабинет Герцога. Публика шумно вздохнула – и зааплодировала. После первой картины наступила длительная пауза. Однако, когда занавес снова раскрылся, публика поняла, что ожидание того стоило: открылась картинка старого европейского города с обшарпанными фасадами, лестницей, террасой, увитой плющом, качелями – кинематографическая достоверность и подробность сценографии вновь вызвала аплодисменты. Ну и финальная сцена – берег реки, полуразрушенный дом, неряшливый трактир, тревожное запустение. И – пугающий акцент: засохшее мертвое дерево, которое в сцене грозы будет расколото напополам молнией. Все работает на образ, который создают авторы спектакля. И во главе авторского коллектива – Джузеппе Верди.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Сам по себе сюжет фильма никак не назовешь слишком выигрышным. Зрителям показывают историю про героя Великой Отечественной, ставшего инвалидом и после этого отправившегося к себе в родную деревню,
подробнее...

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Еще на сборе труппы в августе худрук «Эрмитажа» Михаил Левитин объявил, что «Лес» — его любимая пьеса Островского, а затем поразил всех заявлением, что возьмется за ее постановку в девятый раз и
подробнее...

Нет лишних инструментов в оркестре, но у каждого из них есть свои средства выразительности, свои приемы игры, свой индивидуальный тембр, который каждый музыкант будет раскрывать по-своему.
подробнее...

Сын легендарного писателя и поэта Юза Алешковского написал: «Зурабишвили сошла с дистанции благих намерений на обочину истории. Замах на Жанну д’Арк, выхлоп на сантим».«Надеюсь, Грузия избежала еще
подробнее...

Алена АпинаВ свой юбилейный год певица получила кажется все о чем может мечтать артистка с приставкой «ретро». Алена Евгеньевна увековечила себя в кино («Комбинация» — сериал, но сейчас между таким
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Авторы пластического спектакля заранее объяснили зрителям, что в были времена не было доступной психотерапии, ретритов в Гоа (речь идет о духовных практиках, позволяющих забыть о повседневности  и
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...