Срочные новости раздела
Лариса Садилова снимает фильм о забытых 70-х

Лариса Садилова снимает фильм о забытых 70-х

— Как возникла история, уходящая в советское детство?

— Она всегда была со мной. Я считаю, что советское детство, особенно мое, которое пришлось на 1970-е, — лучшее время в СССР. Людей, которые его ругают, невозможно переубедить. Происходит это потому, что детство конца 80-х, когда началась перестройка, — это же ужас. И это тоже СССР.

Мне все время хотелось рассказать о 70-х. Возможно, толчком послужили разговоры с отборщиками Каннского кинофестиваля, на котором я побывала с фильмом «Однажды в Трубчевске» в 2019 году. «Мы ничего не знаем про ваши 70-е. Как было бы интересно посмотреть, что же тогда происходило» — так они говорили. Я это запомнила и удивилась совпадению: я же тоже об этом думала. Что-то записывалось, хранилось, перечитывалось, но дальше детских зарисовок ничего не продвигалось. Когда объявили, что на детское кино будут давать стопроцентное финансирование, я подумала: какое счастье, что не надо побираться, искать дополнительные средства, пришло время делать картину.

— Чем так прекрасны 70-е?

— Для меня это время мажорных песен и счастливых людей. Мое детство прошло в пионерских лагерях Брянской области и в Крыму, куда меня повезли после того, как врачи сказали моей маме: «Ваша девочка не будет ходить. Везите ее на море». Мы поехали туда без копейки. Моя бабушка устроилась работать в пансионат. И потом каждый год и она, и мама приезжали туда, работали, а я по три месяца там отдыхала.

— Много фильмов снято у нас про 90-е. Недавно вспомнили и про 80-е. А 70-е действительно подзабыты.

— События в нашем фильме происходят в 1972-м. Это год 50-летия СССР. Мы начали изучать материалы и события того времени, о которых будут говорить по радио, и выяснилось, что за 1972 год ничего нет. А ведь тогда было много достижений — победы на Олимпиаде в Мюнхене, где наши спортсмены выиграли у канадцев и американцев, запуск межпланетной станции «Венера-8», приезд в Москву президента США Никсона. В 1972-м случился пожар в одном из отсеков атомной подводной лодки К-19. Мы выбрали этот год еще и потому, что мне было восемь лет и как раз тогда я была в пионерском лагере.

— Так это история основана на реальных событиях?

— Не совсем. В жизни так не было, но время мы постарались точно зафиксировать. Это история про семью подводника. Он пропал, а восьмилетняя дочь продолжает его ждать. Когда смотришь фильм, то вообще непонятно, есть ли у девочки папа, или она все выдумала про него. Сценарий мы писали с моим сыном Владимиром Сидоровым и снимали картину вдвоем, как два режиссера. У нас были две камеры и два оператора-постановщика — Анатолий Петрига и его сын Сергей Петрига. Они работали в одном ключе, помогали друг другу, как и мы с Володей. Если бы мы с ним не разделили обязанности, я бы не выдержала. Это самая сложная из моих десяти картин.

— Почему? Время такое или постановочные задачи серьезнее?

— У нас мизерный бюджет и маленькое количество смен, так что нет возможности что-то переснять. Плюс большое количество детей, и если один что-то не так сделал, то надо переснимать. А они же малюсенькие, по 8–9 лет, и нельзя их бесконечно гонять по лесу, пока не добьешься нужного результата.

— Сейчас один за другим выходят игровые и документальные фильмы про взрослых девочек, сводящих счеты со своими отцами, которые уходили из семьи, пили, били...

— Когда я была маленькая, у нас было очень много безотцовщин.

— Вы снимали, как всегда, на родине?

— Половину фильма мы снимали в пионерском лагере в городе Сельцо Брянской области, построенном в 1953 году. Он сохранился в своем первоначальном виде. Единственное, что там стали ярче корпуса, так что придется гасить их цвет. Мы сделали в одном из них ремонт, установили пионерские щиты, флаги, урны, какие были в 1970-е. Вторую половину фильма снимали на Черном море.

— Кто же ваша юная героиня? Как вы ее нашли?

— Так как мы поехали в Брянскую область, то было принято решение снимать только местных ребят. Мама одной девочки, работавшая с нами на картине «Однажды в Трубчевске», увидела по телевизору объявление о пробах в Брянске и позвонила. Мы как раз поехали в Трубчевск, чтобы кое-что доснять для нашей документальной картины. Там и сделали пробы ее девочки. И, если честно, забыли про нее, и не потому, что она нам не понравилась. Просто детей было много. Нам нужно было выбрать 20 юных актеров, и это не массовка, а дети, у которых роли, костюмы, текст. В какой-то момент мы поняли, что главной героини у нас нет. И тут продюсер Рустам Ахадов вспомнил про Леру Сергиенкову из Трубчевска. Мы нашли ее пробы, и все поняли, что да, это она. Мы сняли пробу сцены в лесу и утвердили ее. Получается, что Трубчевск нас не отпускает.

— А кто сыграл родителей?

— Маму — Валентина Ельшанская из Якутии. Ее мы нашли через агентство. Она снималась в сериале «Реальные пацаны». Роль бабушки сыграла прекрасная Олеся Железняк. Другие актеры — из брянских театров. Дмитрий Ненахов сыграл папу, Алексей Дегтярев — вожатого, Ольга Иванова — воспитательницу, Вячеслав Шевченко — директора пионерского лагеря, Ирина Никифорова — врача. Марина Зубанова, снимавшаяся в «С любовью, Лиля», сыграла тетю Нюсю — хозяйку дома, в котором поселились бабушка и внучка. Юрия Кутафина из Курска вы знаете по «Огороду». Теперь он сыграл дедушку, приехавшего с внуком на Черное море из Ташкента. Мы даже передали кинематографический привет моему учителю Сергею Аполлинариевичу Герасимову.

— Каким образом?

— Папа одной девочки, отдыхающей на море, сыграл Юру Алябьева — героя фильма «Журналист» (в этой роли все запомнили Юрия Васильева). Мы продлили ему жизнь. А говорит он словами самого Герасимова, которые позаимствованы из его книги. Наш Алябьев разговаривает по телефону с Реутовым, которого у Сергея Аполлинариевича сыграл Сергей Никоненко. На экране он не появляется, но мы его повысили в должности. Реутов у нас стал главным редактором. Но все это, наверное, поймут только посвященные.

— Дети, с которыми вы работали, совсем из другой жизни, и им предстояло погрузиться в 1970-е. Как вы с ними работали?

— Мы им показали фильм «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» Элема Климова, хотя он снят в 1964 году, а не 70-е. Когда мы делали пробы на «Мосфильме», то разговаривали с ребятами о том времени. Обязательно сделаем фильм о фильме, потому что это очень интересный материал. Все дети прочитали сценарий, и мы им задавали вопросы, например: «Кто такие пионеры?».

— И они знали?

— Они отвечали, что это дети, которые живут в лагерях. Мы их тоже поселили в пионерском лагере, где никто из них раньше не бывал. Они жили, конечно, по нашему расписанию, но завтрак, обед, ужин и тихий час были в обязательном порядке. А вечером наши ребята успевали и на дискотеку.

Логистика и организация были сложными. Съемки закончились, и мы сейчас не понимаем, как все это провернули, потому что у нас было очень мало съемочных дней из-за отсутствия денег. К кому бы мы ни обращались, как только потенциальные инвесторы узнавали, что фильм про СССР, энтузиазм у них пропадал.

— Казалось, что у нас многие ностальгируют по тем временам, хотя не меньше тех, кого пугает насаждение культа СССР.

— Для меня СССР — в некотором смысле идеальная организация всего, что было в кинематографе и в жизни. Тогда любили детей, ими занимались не только в школах и домах культуры, но и во дворе. Все зависит от того, кто в какое время жил. Я уверена, что детство тех, кто пишет об ужасах СССР, пришлось на 90-е, но они это время ассоциируют с Советским Союзом. Мне хочется им сказать: «Нет, дорогие товарищи! Вы уже не жили в этой стране. Вы даже не понимаете, что это такое». Наша картина делается с любовью к СССР, а сегодня ее насаждают грубо и топорно. В кино давно пора вводить систему, которая тогда существовала. В советские времена съемочный период длился три месяца, а сейчас потогонная система. С каждым годом все сжимается. При этом все ждут хорошего кино, а откуда ему быть при такой системе. Допустим, нам нужно снять еще один кадр, но уже стемнело. А на следующий день у нас другая локация, и мы не можем ничего доснять. Нет на это времени. И так каждый день. Все очень жестко по отношению к кинематографистам.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Их нет, но они, конечно, с нами. Да и товарищами они не были. Вернее, не так: Козаков с Быковым дружили, да еще как, ну а Крамаров — он сам по себе, из другой компании. Козаков даже во МХАТе поставил
подробнее...

- «Филатов Фест» выявил новую цепочку — Ахматова, Цветаева, Друнина, Ахмадулина, Софья Юдина», - заявил Маленко, комментируя объявленные накануне итоги фестиваля, где победителем была объявлена
подробнее...

Премия вручается за достижения в области кино, созданного  кинематографистами  более  70-ти  стра Азиатско-Тихоокеанского региона.  Азиатский «Оскар» охватывает  Австралию, Индию, Камбоджу, Новую
подробнее...

С «Фантазером», правда, никаких неожиданностей не случилось. Здесь Стоянов — на своей территории шуток и ярких образов. Актер играет сокращенного по возрасту инженера, вынужденного на пару с женой
подробнее...

По сегодняшним временам открытие любой выставки западного художника — событие. Особенно если его прежде не показывали в России, то есть нет проторенной дорожки и налаженных связей. Поэтому открытие
подробнее...

8 октября отпраздновали день рождения Марины Цветаевой. Дата не круглая — 132 года, но проигнорировать знаменательный день было невозможно.Древнеримский поэт Овидий вложил в уста Севиллы, одной из
подробнее...

Первым в редакцию прибыл Дмитрий Бикбаев. С ним мы встретились еще у входа. К нам он приехал сразу с репетиции — впервые за шесть лет он выйдет на сцену как актер, да еще и в роли Гамлета в постановке
подробнее...

Благодаря технологиям захвата движения (Motion Capture) любимые герои сказок получат современный цифровой облик, созвучный внутреннему миру их физических хозяев — популярных спортсменов, артистов
подробнее...

Началось все в фойе, где выступали африканские музыканты в невероятных национальных костюмах. Они играли на барабанах, пели дуэтом с русской певицей, переходя с родного языка на русский. Публика
подробнее...

У дома 2, стр. 1, на 1-й Тверской-Ямской (при СССР этот адрес звучал иначе, поскольку улица носила имя Горького и нумерация домов была иной) журналисты и поклонники творчества Дементьева начали
подробнее...

В частности, подняв вопрос о сохранении театральных традиций, он сказал: «Для меня всегда болезненно, когда я вижу, как в столетние московские театры приходят новые команды и начинают ломать труппу и
подробнее...

Главный плюс «Шифра» в том, что он дарит час оптимизма в независимости от того, как идет расследование или складывается очередной роман. У героев сериала есть все основания быть оптимистами. Война
подробнее...

Он всё сделал, чтобы не покинуть голубой экран. Не прошло двух с лишним лет — и он снова на своем рабочем месте, в эфире.Как уж его упрекали за то молчание! Но он честно выдержал мхатовскую паузу и
подробнее...

Сериал «Княжна милосердия» канала «Россия» посвящен событиям конца девятнадцатого века и во многом вдохновлен классической русской литературой. Погружение в историю под руководством режиссера Леонида
подробнее...

Кинорежиссер Бакур Бакурадзе – сценарист, режиссер, продюсер, актер, один из любимых учеников Марлена Хуциева. Как и его мастер, он родился в Тбилиси. Мировая премьера его дебютного «Шультеса»
подробнее...

Александр Андросов родился и вырос в Бийске, где когда-то учился в техникуме Василий Шукшин, родившийся в Сростках Бийского района. А дальше его биография отчасти напоминает судьбу героя фильма
подробнее...

К своему 100-летию Театр представил спектакль-альманах «Истории» с участием корифеев труппы. Народные и заслуженные артисты поделились любимыми этюдами из классической литературы и драматургии. А к
подробнее...

Слово «звуколюди» — неологизм, его автором является несравненный футурист Велимир Хлебников, который славится изобретением слова «будетляне» и других необычных футуристических «фишечек». «Мы
подробнее...