Срочные новости раздела
Неизвестный Христос, мертвая рука Крылова, «двойники»:  очередь на Серова сменилась «блокбастером» Брюллова

Неизвестный Христос, мертвая рука Крылова, «двойники»: очередь на Серова сменилась «блокбастером» Брюллова

Ничего подобного пока в Петербурге нет. Покупаешь билет онлайн, быстро проходишь в назначенное время. Разве что цены взлетели невероятно. Поход семьей для туристов из других городов вылетает в копеечку. Живая очередь небольшая и стоять в ней не придется.  

На родине Карла Брюллова представлено более 300 произведений, которые теперь хранятся в разных городах и даже странах. Многие хорошо знакомы посетителям. Хитов, раз уж мы употребляем слово «блокбастер» предостаточно. Повышенный интерес вызывает не только собрание живописных, но и графических работ, акварели из собрания Русского музея. Они выставлены в небольшом зале, как будто проходном, но в нем-то как раз многие посетители надолго задерживаются.  

В экспозицию включены произведения из 26 российских музеев. Среди них -   Третьяковка, Эрмитаж, музеи Академии художеств и А.С. Пушкина, «Царское село», художественные музеи Нижнего Новгорода, Саратова, Ярославля, Воронежа, Иванова, Татарстана. Есть работы из частных собраний Санкт-Петербурга и  Москвы, кое-что из зарубежных коллекций неназванных авторов. 

Брюллов был великолепным портретистом, и на выставке представлены самые известные его работы - «Портрет великой княгини Елены Павловны с дочерью Марией» (1830), «Портрет сестер Шишмаревых» (1839), «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» (1842), «Всадница», на которой изображена Юлия Самойлова (1832). 

Но помимо эффектных, а иногда экзотических портретов прекрасных дам, есть великолепная мужская галерея – Василий Жуковский, портрет которого предназначался для выкупа из крепостных Тараса Шевченко,  художника Василия  Тропинина,  портрета и драматурга Нестора Кукольника, поэта и чиновника Министерства иностранных дел Ивана Бека,  родного брата Александра.

У портрета баснописца Ивана Крылова (1839 года) из собрания Третьяковской галереи с так называемой мертвой рукой посетители останавливаются надолго. Их привлекает именно эта чужеродная и странная рука, несоответствующая общему облику. Молодой экскурсовод добавляет интереса своим рассказом. Брюллов не успел написать руку баснописца, хотя спешил завершить работу за один сеанс. Крылов тогда пошутил, что художник сможет это сделать после его смерти. Как в воду глядел.  Руку действительно пришлось дописывать уже после смерти Крылова. Специально для Брюллова с нее был сделан посмертный слепок. Но дописал ее не он, а ученик Фаддей Горецкий. Портрет был завершен спустя десять лет.    

Отдельно представлены акварели и рисунки (среди них - «Портрет графини О.П. Ферзен на  ослике», «Сон монашенки», «Сон бабушки и внучки», «Турчанка. Этюд»). В этом зале посетителей предупреждают о том, что уровень освещенности составляет 50 люкс, и это необходимо для обеспечения сохранности хрупких графических произведений. 

Есть итальянский раздел, где представлены, например, «Итальянский полдень» и «Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя». Обе работы относятся к 1827 году. В 1822 году Карл Брюллов впервые вместе с братом Александром отправился на средства Общества поощрения художников на три года в Италию. В итоге он прожил там 13 лет и создал свой шедевр «Последний день Помпеи», который впервые представили после реставрации. Это первое, что видят посетители «Великого Карла», словно поднявшись к ней по узкому коридору, как если бы они спускались в египетскую пирамиду. 

Помпеи Брюллов впервые посетил в 1827 году. Тогда и возник замысел картины. В 1833 году работа была завершена и представлена в Риме и Милане. В 1834-м она получила золотую медаль в Салоне в Париже, после чего на корабле была доставлена в Петербург.

Предыдущая реставрация проводилась в 1995 году. Теперь пришлось ликвидировать 50 прорывов, восстановить истонченные участки поверхности, удалить записи, которые их скрывали, покрыть полотно лаком, чтобы предохранить авторский слой и достичь определенного оптического эффекта.

В Италии Брюллов и умер в 1851 году, поехал туда поправлять здоровье после работы над росписью главного купола Исаакиевского собора. Похоронен художник на римском кладбище Монте Тестаччо.

Религиозная живопись занимает на выставке отдельное пространство. Это фрагмент росписи большого купола Исаакиевского собора,  «Святой Николай Мирликийский с ангелами» - его приходится рассматривать, словно с балкона, так что внизу оказывается нижняя часть гигантского произведения. Впервые за сто лет в России выставлен запрестольный образ «Христос во гробе» (1846), написанный для домашней церкви графа Николая Адлерберга. Он выставлен во полумраке  небольшого зала, напоминающего церковный придел. 

Еще одно грандиозное полотно - «Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году» (1839-1843)  из собрания Третьяковки. Оно так и осталась незаконченной, поскольку в 1847 году Брюллов тяжело заболел.  

Особый интерес вызывают у посетителей выставки двойные и тройные портреты. Например, три кучно развешанных автопортрета самого Брюллова из собраний Русского музея, Третьяковки и частной коллекции. Вроде бы они похожи как три капли воды, но пытливые зрители подолгу их рассматривают, находят отличия.  Автопортрет  из Третьяковке был написан буквально за два часа. Брюллов тогда уже был болен после того, как расписывал купол Исаакия, усугубилась сердечная болезнь. Автопортрет из Русском музея  - повторение первого. Он сделан учеником художника, предположительно Лукашквичем, а затем исправлен уже Брюлловым.   Третий – из частного собрания Санкт-Петербурга. 

Есть двойные партии прекрасных дам, которых тоже с любопытством сравнивают. Два портрета княгини М.П. Волконской 1841 года из Русского музея и Нижегородского художественного. Рядом разместили и два портрета великой княгини Елены Павловны их Третьяковки и частного собрания Санкт-Петербурга.

Работ много, им тесно. Стены, пожалуй, излишне яркие и создают не самый благоприятный фон. Есть ощущения хаотичности и эклектики в подобном экспонировании. Хотя многие этого не замечают и даже впервые для себя открывают великого Карла.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп,
подробнее...

Создатели сериала «Блонды» в целом справились с набором красоток. Если сериал настырно сравнивают с американским кинохитом «Ангелы Чарли», то Анна Богомолова, Дарья Ленда и Марина Гончарова совсем
подробнее...

Режиссер Никита Власов до «Комбинации» снимал сериал «Лада Голд», где девяностые были не временем действия, но важной частью сюжета. Сам Никита в этих самых девяностых был маленьким ребенком и вроде
подробнее...

80 лет, а он по-прежнему в полном порядке, и такой красивый. Так выглядеть в его годы — просто уникально. И, конечно, мужик настоящий в полном смысле этого слова.Ему по жизни удавалось почти всегда
подробнее...

— Юрий Александрович, с большим успехом идет антрепризный спектакль с вашим участием «Операция развод». Как вам там играется?— Замечательно играется, когда у тебя такие партнеры. Со мной играют два
подробнее...

«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких
подробнее...

Нет обещанных «откровенных рассказов мужа, сыновей, друзей и самой Софи Лорен». Зато есть кое-что другое, меняющее сложившиеся представления о самобытной в своей простоте и величии актрисе и женщине,
подробнее...

При этом Лунтик проходит невероятные для ребенка (а он все-таки лунный ребенок) испытания и проявляет такую сноровку, пусть неуклюжую, участвует в погонях, лихо перемещается  в  пространстве,
подробнее...

Вадим Демчог прежде всего кино-, а не театральный актер, хотя роли в театре в его биографии тоже были. Оттого и неожиданно, что на театральной карте Москвы вдруг появился его авторский театр
подробнее...

Отвечая на вопрос, что вообще такое для человека сто лет, Ирина Кострова сказала: «Откуда я знаю? Я просто живу и живу. И никогда не думаю, сколько мне лет. Мне всё интересно, я очень люблю молодежь,
подробнее...

Именно Никита Сергеевич сыграл одну из главных ролей в этом фильме. Точнее – в судьбе этого фильма. (Хотя и некий «призрак» тогдашнего руководителя страны в эпизодах картины «витает».)Если бы не
подробнее...

Необычную выставку «История создания памятника императору Александру II» представили в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Если захочется осмотреть скульптуру, то сделать этого, увы, не получится —
подробнее...

Клиника

20:00 11.10

Тут же два санитара ввели пациента, вцепившись в его руки, как в древко легендарного знамени. Тот злобно оглядел комиссию и, дернувшись, почти пролаял:— Шопинг! Мониторинг!Молоденькая неопытная
подробнее...

Пастель Клода Моне “Берег моря”, похищенная нацистами у еврейской пары во время Второй мировой войны, была возвращена потомкам семьи, сообщили официальные лица.Как пишет The Guardian, Адальберт Бела и
подробнее...

Подбегая по адресу музея на Воздвиженке, остановитесь на мгновение и поднимите голову вверх, чтобы осмотреть само здание — памятник архитектуры, усадьбу Талызиных, которая ведет отсчет своей истории с
подробнее...

Их нет, но они, конечно, с нами. Да и товарищами они не были. Вернее, не так: Козаков с Быковым дружили, да еще как, ну а Крамаров — он сам по себе, из другой компании. Козаков даже во МХАТе поставил
подробнее...

Пять спектаклей из пятнадцати, вышедших на старт недельного марафона, стали лауреатами. В номинации «Лучший спектакль» победил проект «Шукшин Ва.М.» из Саратовского Театрального института при
подробнее...

Правда, сами «украинские патриоты», судя по постам в группе «Деколонизация. Украина», данные процессы четко не разделяют.Приведем конкретные примеры.«Активисты» в Одессе в октябре 2024 года боролись с
подробнее...