Срочные новости раздела
За что убрали изображение Троцкого: выставка советских плакатов открылась в «Геликон-опере»

За что убрали изображение Троцкого: выставка советских плакатов открылась в «Геликон-опере»

Большевики прекрасно знали, что полемика на страницах газет недоступна их «целевой аудитории» — рабочим и крестьянам. Почему? Ответ прост: массовая безграмотность. И дело не только в сложных политических идеях, которые мало понятны простому человеку. Большинство населения России начала XX-го столетия попросту не умело читать. Внимание, вопрос: как же оказать влияние на огромную массу неграмотных людей? А задачи у большевиков были масштабные. Сначала привлечь рабочих на свою сторону, а затем воспитать нового человека. Решение было найдено — плакат. 

Концепция агитационных плакатов предельно проста: яркие цвета с преобладанием броского красного, запоминающиеся короткие слоганы, часто рифмованные, порой даже частушечные. Картинка, объясняющая один, но важный и ясный сюжет. Один плакат формулирует одну идею и работает через внушение. Картинки люди с удовольствием и любопытством рассматривали, а текст был прост и легко запоминался, легко уходил «в народ» и передавался из уст в уста. Постеры развешивались где только можно: на улицах, в окнах зданий (кстати, именно поэтому Окна РОСТА получили такое название), в больницах и других общественных местах. Вот так непринужденно советская власть призывала людей к нужным действиям, побуждала обучаться грамоте, прививала полезные привычки вплоть до банального мытья, чистки зубов и бережного отношения к своему здоровью.

Менялись времена, менялись и темы плакатов. Для выставки в «Геликоне» отобрали самые яркие работы, которые позволяют зрителю быстро, но ярко прокатиться сквозь целое столетие. Кстати, начинается выставка вовсе не с плаката, а с… Бюста Ленина работы Георгия Лаврова, на котором вождь запечатлен в момент экспрессивной речи. И продолжается выставка тоже не плакатами, а (неожиданно!) платками, которые демонстрируют, как работали советская агитация и пропаганда. Уже здесь стоит остановиться и присмотреться: ваше любопытство поможет открыть несколько тайн. Платок подобен росписи под куполом храма. Неожиданно?

Известный факт, что Сталин окончил церковно-приходскую школу и продолжил свое образование в Тбилисской духовной семинарии, которую в итоге не окончил. Итак, в центре — «Христос Вседержитель» = Ленин. Дальше — «архангелы» и, конечно же, четыре «евангелиста» — Маркс, Энгельс, Калинин и… Дырка. На месте круглой дырки, которая, очевидно, была аккуратно сделана ножницами, был еще Троцкий. Портрет четвертого «евангелиста» был ликвидирован, и вот почему. Все дело в том, что партию платков как подарок делегатам сделали специально для первого всесоюзного учительского съезда. Но когда платки уже были выпущены, Троцкий был в немилости, и его «лик» с платков убрали. Однако есть несколько уцелевших экземпляров, редких. Одну религию заменили другой -  махнем не глядя?

Невозможно пройти мимо спортсменки с дискоболом в руках — работа Александра Дейнеки. И здесь пристальное рассмотрение откроет еще одну тайну.

Работать, строить и не ныть!

    Нам к новой жизни путь указан.

    Атлетом можешь ты не быть,

Но физкультурником — обязан!

Строки, призывающие трудиться и заниматься спортом. Красивая атлетка изображена в движении, настолько живо, что хочется пригнуться, чтобы тебя не задели. Но она на плакате не одна… На заднем плане бегуны, а прямо за ней — стрелок. Плакат 1933 года, а значит, незадолго до его создания появилось движение «Ворошиловский стрелок». Здесь он изображен на заднем плане, замечаешь юношу с оружием в руках далеко не сразу: все внимание перетягивает прекрасная девушка. Но этот паренек — символ подготовки страны к войне, кто бы что ни говорил…

Надолго зависаешь у серии плакатов, которые значительно выделяются на фоне остальных экспонатов. Не агитационные, а скорее просветительские подписи рассказывают о том, как следует вести себя молодой матери с ребенком. Что делать можно, а что не следует. Тема важная для того времени (а это работы 1920-х годов). Кругом голод и разруха после Первой мировой, революций, Гражданской. А стране нужно продолжение рода, новые люди, а значит, и здоровые роженицы и матери. С помощью простых плакатов, которые легко и быстро тиражировались, власти ставили задачу обучить молодых женщин уходу за младенцем и гигиене, чтобы дети росли здоровыми, ведь нужно было поднимать страну с колен… В полном объеме серию плакатов о материнстве представляют здесь впервые! 

Плакаты переносят из эпохи в эпоху — на вас смотрит улыбающийся Гагарин, а рядом его знаменитое «Поехали!», которое уже само превратилось в узнаваемый бренд. Строительство БАМа, Олимпиада-80 - куда ж без нее?

Завершается плакатная экспозиция работами, которые хоть и не являются диптихом, но вполне отражают происходящее. Дата их создания — 90-е. Первая работа руки Бориса Ефимова. Стиль, который многие узнают, похож на иллюстрации из журнала «Крокодил». На плакате - Горбачев и Ельцин, которые тащат тележку, нагруженную мешками с… проблемами (Да-да! Так и написано: «Проблемы»). Подпись на плакате: «Ребята! Давайте тянуть дружно!» Совсем другая риторика… Рядом с ним другая работа, ее автор Александр Уткин. На плакате женщина в русском национальном костюме, она вошла (словно не в ту) дверь. За ее спиной — прекрасная и безмятежная жизнь, голубое небо, зеленые луга, светлое будущее, которое внезапно стало прошлым. Ее нога ступила в разруху, на выжженную землю. Внизу скромная подпись: «Кому на Руси жить?»… Так и закончился Союз. А некрасовский вопрос не теряет актуальности и по сей день. 

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп,
подробнее...

Создатели сериала «Блонды» в целом справились с набором красоток. Если сериал настырно сравнивают с американским кинохитом «Ангелы Чарли», то Анна Богомолова, Дарья Ленда и Марина Гончарова совсем
подробнее...

Режиссер Никита Власов до «Комбинации» снимал сериал «Лада Голд», где девяностые были не временем действия, но важной частью сюжета. Сам Никита в этих самых девяностых был маленьким ребенком и вроде
подробнее...

80 лет, а он по-прежнему в полном порядке, и такой красивый. Так выглядеть в его годы — просто уникально. И, конечно, мужик настоящий в полном смысле этого слова.Ему по жизни удавалось почти всегда
подробнее...

— Юрий Александрович, с большим успехом идет антрепризный спектакль с вашим участием «Операция развод». Как вам там играется?— Замечательно играется, когда у тебя такие партнеры. Со мной играют два
подробнее...

«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких
подробнее...

Нет обещанных «откровенных рассказов мужа, сыновей, друзей и самой Софи Лорен». Зато есть кое-что другое, меняющее сложившиеся представления о самобытной в своей простоте и величии актрисе и женщине,
подробнее...

При этом Лунтик проходит невероятные для ребенка (а он все-таки лунный ребенок) испытания и проявляет такую сноровку, пусть неуклюжую, участвует в погонях, лихо перемещается  в  пространстве,
подробнее...

Вадим Демчог прежде всего кино-, а не театральный актер, хотя роли в театре в его биографии тоже были. Оттого и неожиданно, что на театральной карте Москвы вдруг появился его авторский театр
подробнее...

Отвечая на вопрос, что вообще такое для человека сто лет, Ирина Кострова сказала: «Откуда я знаю? Я просто живу и живу. И никогда не думаю, сколько мне лет. Мне всё интересно, я очень люблю молодежь,
подробнее...

Именно Никита Сергеевич сыграл одну из главных ролей в этом фильме. Точнее – в судьбе этого фильма. (Хотя и некий «призрак» тогдашнего руководителя страны в эпизодах картины «витает».)Если бы не
подробнее...

Необычную выставку «История создания памятника императору Александру II» представили в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Если захочется осмотреть скульптуру, то сделать этого, увы, не получится —
подробнее...

Клиника

20:00 11.10

Тут же два санитара ввели пациента, вцепившись в его руки, как в древко легендарного знамени. Тот злобно оглядел комиссию и, дернувшись, почти пролаял:— Шопинг! Мониторинг!Молоденькая неопытная
подробнее...

Пастель Клода Моне “Берег моря”, похищенная нацистами у еврейской пары во время Второй мировой войны, была возвращена потомкам семьи, сообщили официальные лица.Как пишет The Guardian, Адальберт Бела и
подробнее...

Подбегая по адресу музея на Воздвиженке, остановитесь на мгновение и поднимите голову вверх, чтобы осмотреть само здание — памятник архитектуры, усадьбу Талызиных, которая ведет отсчет своей истории с
подробнее...

Их нет, но они, конечно, с нами. Да и товарищами они не были. Вернее, не так: Козаков с Быковым дружили, да еще как, ну а Крамаров — он сам по себе, из другой компании. Козаков даже во МХАТе поставил
подробнее...

Пять спектаклей из пятнадцати, вышедших на старт недельного марафона, стали лауреатами. В номинации «Лучший спектакль» победил проект «Шукшин Ва.М.» из Саратовского Театрального института при
подробнее...