Срочные новости раздела
Тайны Нового общества художников раскрыли в Музее русского импрессионизма

Тайны Нового общества художников раскрыли в Музее русского импрессионизма

Новое общество художников основано по инициативе Дмитрия Кардовского в 1904 году (отсчет ведут с момента принятия устава). Цель общества — поддерживать молодых художников, выпускников художественных учебных заведений и прежде всего Императорской Академии художеств. И им это вполне удавалось. В период с 1903-го по 1917 год в десяти выставках НОХ приняли участие более двухсот авторов (не только молодых, но и мэтров). Музей повторяет опыт эклектичных выставок Нового общества художников и объединяет работы мирискусников Бенуа и Головина, символистов Милоти и Крымова, неоклассиков Щуко и Фомина, академиков Нерадовского и Лансере в одной экспозиции.

При подготовке всех остальных проектов мы так или иначе сталкивались с мастерами, которые участвовали в выставках Нового общества, — комментирует искусствовед Ольга Юркина, — и захотелось разобраться, что это было за объединение, чем оно отличалось от всех остальных творческих союзов, которых тогда в нашей стране было много. Конечно, особое внимание привлекала к себе творческая чета Кардовских.

И действительно, «размытое творческое лицо» ноховцев бросается в глаза. В свое время их обвиняли в отсутствии эстетической основы, но именно своей пестротой и любопытно объединение. Как такие разные художники смогли найти что-то общее?

В начале прошлого столетия в воздухе витал дух поэзии. Ею и пропитана экспозиция. Названия разделов повторяют названия поэтических сборников и стихотворений. И это не фантазия создателей выставки. Все дело в том, что основатели Нового общества художников, супруги Кардовские, поселились в Царском селе по соседству с поэтической семьей Николая Гумилева и Анны Ахматовой и стали дружить. Сама атмосфера времени, пропитанная избыточной утонченностью, рождала то, что составило наследие десяти выставок Нового общества не без влияния модной поэзии.

Пройдемся по залам экспозиции и обнаружим, что поэтические отсылки в названиях разделов где-то очевидны, как, например, северянинское «Это было у моря…» — обнаруживаем там работы внука Ивана Айвазовского Михаила Латри. А вот чего ожидать в разделе «Камень» — интрига. Может, горы и скалы, к образу которых любили обращаться символисты, особенно Бальмонт? Не догадаетесь, но в разделе «Камень» (сборник Осипа Мандельштама) представлены работы архитекторов. Они тоже принимали участие в выставках НОХ. Здесь показывают графику архитектуры модерна. Национально-романтический дух работ Щусева соседствует с современной тогда интерпретацией европейского средневековья в работах Льва Ильина.

В разделе «Цветотравы», название которому дал сборник Валентина Кривича (на самом деле его звали Валентин Анненский, а его отец — знаменитый поэт Иннокентий Анненский), сразу цепляешься за работу Петра Кончаловского «Цветы в высокой вазе». Она явно вдохновлена Ван Гогом, которого, как оказалось, Кончаловский уважал настолько, что отправился в путешествие по его местам. 

За многими картинами стоят любопытные истории. Глядя на работу Елены Киселевой «В парке», задаешься вопросом: почему девушки одеты в платья, которые явно не соответствуют времени создания картины (1908 год)? На них пышные платья, отсылающие к Николаевской эпохе (Николая, конечно же, Первого), пышные наряды с кринолином. Две красавицы на скамейке в парке — сестры художницы. Они обнаружили на чердаке дома под Воронежем бабушкин сундук с нарядами, немедленно приняли решение в них облачиться и отправиться на прогулку. 

Приключенческая и захватывающая история стоит за работой «Кони» Николая Пирогова. У нее необычный ракурс — коня мы видим в упряжке, но с позиции извозчика, даже скорее глазами того, кто запрыгнул на повозку сбоку. Остались воспоминания, что художник рисковал своей жизнью, желая запечатлеть коня в движении. Он выбегал на середину улицы под несущуюся на него повозку или карету, фиксировал облик животного. В этот момент все прохожие глазели на отчаянного художника, затаив дыхание. Но в последний момент Пирогов отскакивал в сторону и оставался невредим. На вопрос, зачем же он так рискует, художник отвечал, что ему важно увидеть именно такое зрелище и под таким ракурсом. Он «фотографировал» глазами.  

Далеко не все художники, чьи работы представлены на выставке, знакомы широкой публике. Здесь и нет цели завлечь зрителя громкими именами. Восприимчивому посетителю откроется много нового.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

Перенеси составителей сей эпической филиппики в какой-нибудь машине времени всего на несколько лет в будущее — на тот же московский Арбат с его стеной Цоя — то они, тогдашние блюстители скреп,
подробнее...

Создатели сериала «Блонды» в целом справились с набором красоток. Если сериал настырно сравнивают с американским кинохитом «Ангелы Чарли», то Анна Богомолова, Дарья Ленда и Марина Гончарова совсем
подробнее...

Режиссер Никита Власов до «Комбинации» снимал сериал «Лада Голд», где девяностые были не временем действия, но важной частью сюжета. Сам Никита в этих самых девяностых был маленьким ребенком и вроде
подробнее...

80 лет, а он по-прежнему в полном порядке, и такой красивый. Так выглядеть в его годы — просто уникально. И, конечно, мужик настоящий в полном смысле этого слова.Ему по жизни удавалось почти всегда
подробнее...

— Юрий Александрович, с большим успехом идет антрепризный спектакль с вашим участием «Операция развод». Как вам там играется?— Замечательно играется, когда у тебя такие партнеры. Со мной играют два
подробнее...

«Папа умер в субботу» вошел в программу Word Cinema, где представляют кино со всего мира и в основном европейское, поскольку азиатское и без того богато представлено в других секциях и в нескольких
подробнее...

Нет обещанных «откровенных рассказов мужа, сыновей, друзей и самой Софи Лорен». Зато есть кое-что другое, меняющее сложившиеся представления о самобытной в своей простоте и величии актрисе и женщине,
подробнее...

При этом Лунтик проходит невероятные для ребенка (а он все-таки лунный ребенок) испытания и проявляет такую сноровку, пусть неуклюжую, участвует в погонях, лихо перемещается  в  пространстве,
подробнее...

Вадим Демчог прежде всего кино-, а не театральный актер, хотя роли в театре в его биографии тоже были. Оттого и неожиданно, что на театральной карте Москвы вдруг появился его авторский театр
подробнее...

Отвечая на вопрос, что вообще такое для человека сто лет, Ирина Кострова сказала: «Откуда я знаю? Я просто живу и живу. И никогда не думаю, сколько мне лет. Мне всё интересно, я очень люблю молодежь,
подробнее...

Именно Никита Сергеевич сыграл одну из главных ролей в этом фильме. Точнее – в судьбе этого фильма. (Хотя и некий «призрак» тогдашнего руководителя страны в эпизодах картины «витает».)Если бы не
подробнее...

Необычную выставку «История создания памятника императору Александру II» представили в Парадном вестибюле Оружейной палаты. Если захочется осмотреть скульптуру, то сделать этого, увы, не получится —
подробнее...

Клиника

20:00 11.10

Тут же два санитара ввели пациента, вцепившись в его руки, как в древко легендарного знамени. Тот злобно оглядел комиссию и, дернувшись, почти пролаял:— Шопинг! Мониторинг!Молоденькая неопытная
подробнее...

Пастель Клода Моне “Берег моря”, похищенная нацистами у еврейской пары во время Второй мировой войны, была возвращена потомкам семьи, сообщили официальные лица.Как пишет The Guardian, Адальберт Бела и
подробнее...

Подбегая по адресу музея на Воздвиженке, остановитесь на мгновение и поднимите голову вверх, чтобы осмотреть само здание — памятник архитектуры, усадьбу Талызиных, которая ведет отсчет своей истории с
подробнее...

Их нет, но они, конечно, с нами. Да и товарищами они не были. Вернее, не так: Козаков с Быковым дружили, да еще как, ну а Крамаров — он сам по себе, из другой компании. Козаков даже во МХАТе поставил
подробнее...

Пять спектаклей из пятнадцати, вышедших на старт недельного марафона, стали лауреатами. В номинации «Лучший спектакль» победил проект «Шукшин Ва.М.» из Саратовского Театрального института при
подробнее...