Егор Бероев стоит у кромки футбольного поля и держит в руках довольно тяжелую историческую реликвию. Футбольный кубок СССР, как и Егор, снимаются в новом проекте об истории советского спорта и ради этого вместе с группой актеров прилетели в Ереван.
Если для Бероева съемочные экспедиции вполне привычная часть карьеры, то для футбольного кубка «командировка» в Ереван стала первым за долгие годы случаем, когда исторический экспонат покинул музей клуба «Спартак». Но без кубка на съемках никак нельзя, потому что сам фильм посвящен легендарному тренеру Никите Симоняну и знаменитому «золотому дублю». Так называют победы, одержанные спортивным клубом в один год и в чемпионате страны, и в национальном кубке.
В 1973 году «золотой дубль» достался ереванскому «Арарату», а тренировал тогда этот клуб Никита Симонян. Одного из самых известных советских тренеров играет Егор Бероев, вместе с ним в проекте заняты Ксения Алферова, Софья Донианц, Сергей Шакуров, Сергей Газаров, Анаит Киракосян, Андраник Хачатрян и другие.
В фильме будет довольно много футбольных сцен, и конечно, авторы намерены воссоздать тот самый матч за кубок СССР, выигранный «Араратом» в результате победы над киевским «Динамо». Впрочем, кроме футбола в сценарии масса и других сюжетных линий.
У триумфа клуба «Арарат» эффектное закулисье. Команда весьма прохладно приняла нового тренера, к тому же в двойную победу клуба мало кто верил, и киевское «Динамо», где был тогда собран один из самых сильных составов, все называли безусловным фаворитом. Однако невыполнимая на первый взгляд задача стала сильным стимулом сначала для Никиты Симоняна, а потом и для всех игроков «Арарата».
В данный момент самому Никите Павловичу Симоняну девяносто шесть лет и он продолжает работать как первый вице-президент Российского футбольного союза и председатель Технического комитета. К идее экранизации событий более чем пятидесятилетней давности он отнесся с любопытством и надеется, что у авторов фильма получится изложить историю самым правдивым образом.
Российские звезды в ролях спортивных тренеров
Олег Меньшиков («Легенда №17»)
В байопике о хоккеисте Валерии Харламове один из самых известных российских актеров сыграл тренера Анатолия Тарасова. К предложению перевоплотиться в легенду советского хоккея Меньшиков отнесся весьма скептически. Между ним и Тарасовым не было и намека на внешнее сходство, к тому же роль эта казалась совсем не для Меньшикова. Но перевоплощение получилось настолько убедительным, что родственники Тарасова и многие из тех, кто знал тренера, увидели на экране того самого Анатолия Владимировича, бескомпромиссного тренера-бунтаря.
Владимир Машков («Движение вверх»)
У доставшейся Владимиру Машкову роли тренера Владимира Гаранжина получился скандальный флер. Сборную СССР по баскетболу привел к победе на Олимпиаде-72 Владимир Кондрашин, но создатели фильма не смогли найти взаимопонимания с Евгенией Кондрашиной, вдовой тренера. Она категорически отвергла сценарий и даже после его корректировки не нашла его правдивым. В итоге фамилию тренера изменили, и родственники Кондрашина сходятся во мнении, что персонаж Машкова с настоящим наставником сборной не имеет практически ничего общего. Сам же фильм прошел с большим успехом в российском прокате, а роль тренера стала одной из знаковых работ в новейшей фильмографии Машкова.
Михаил Пореченков («Чайки»)
В сериале о женской волейбольной команде все герои и ситуации вымышленные, но у персонажа Михаила Пореченкова, тренера Максима Тополя, все же есть прототип. Речь идет о знаменитом волейбольном наставнике Николае Карполе, который сделал настоящей легендой команду «Уралочка» и имеет прямое отношение к победам национальной сборной на множестве международных турниров, включая две олимпиады. Его экспрессивная манера руководства командой в ходе матча известна всем любителям волейбола, и Михаил Пореченков был ей явно вдохновлен, играя Тополя. Впрочем, перевоплощение в прямолинейного и жесткого человека — прием, освоенный Пореченковым в десятках разных проектов.