В истории России это случится впервые. Один руководитель ответит теперь за все: и за Олимпийский комитет России, и за министерство спорта страны. При этом автономию ОКР, говорят, необходимо сохранить. Это реально? Чтобы весь спорт России выдать в одни руки, но какая-то из них была сама по себе?
Выдвижение министра спорта еще и на должность президента ОКР предложил не кто-то, а Шамиль Тарпищев, действующий член МОК с 1996 года. Во время заседания Совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта Тарпищев заявил, что «наступило время консолидировать усилия в руководстве спортивной деятельностью». А если более конкретно, то «спортивная власть в одних руках поможет эффективнее работать и созидать». А еще более конкретно, то «назрел вопрос» о необходимости рассмотрения возможности выдвижения министром спорта РФ Михаилом Дегтяревым своей кандидатуры на пост президента ОКР.
Все предельно понятно. Предложение исходило от опытнейшего спортивного чиновника и прозвучало в нужный момент и в нужной риторике. И аккуратно и естественно встало в ряду других важных вопросов по сохранению спорта в стране — от маленьких до больших. Поэтому колоколом не прогремело.
А Михаил Дегтярев к вызовам, похоже, готов, тоже не вздрогнул. В ответ на предложение о самовыдвижении сослался на Олимпийскую хартию, которая «позволяет национальным олимпийским комитетам на Олимпийском собрании избрать представителя публичной власти». Но заявил, что он как министр и член правительства должен «испросить разрешения для выдвижения на тот или иной выборный пост некоммерческой организации». Напомнив, что национальный олимпийский комитет — это как раз самоуправляемая некоммерческая организация. И тоже предельно доступно объяснил: «Совмещение возможно, один человек на два кресла на некоммерческой основе — абсолютно рабочая схема».
Владимир Путин против схемы не возражал: появится «больше возможностей и полномочий регулировать работу в регионах и более плотно работать с федерациями». Но подчеркнул: при этом НОК должен «сохранить автономность и независимость и иметь возможность противодействовать любым теоретически возможным давлениям со стороны».
ХХХ
Для особо непонятливых Михаил Дегтярев уточнил: слияния Минспорта и Олимпийского комитета России не будет. «Никакого объединения не предвидится. Автономность олимпийского комитета должна быть». Сама тема, возможна ли вообще автономность в спорте, когда руководство двух структур (причем всегда негласно соперничающих) уходит в одни руки, не обсуждалась.
Олимпийская хартия действительно не допускает вмешательства государства в дела национальных олимпийских комитетов: «НОКи должны поддерживать автономность и противостоять всем видам давления, в том числе политическому, юридическому, религиозному или экономическому». Но для выполнения задач национальные олимпийские комитеты могут «сотрудничать с государственными органами». Получается, что всё теперь упирается в трактовку этого «сотрудничать»? Что под ним понимать и до какой степени кому и с кем взаимодействовать?
Не знаю, чересчур ли хорошего мнения о нынешнем МОК (или наоборот) почетный президент ОКР Виталий Смирнов, но и матерый спортивный политик назвал сохранение автономности ОКР «самым важным». Пояснил: у ОКР очень много «точек соприкосновения с министерством спорта», но эту «грань важно сохранить». (Как прочерчивать красные линии, тоже не уточнил.) А принятое решение сосредоточить власть в одних руках — это, считает Смирнов, «большой месседж МОК».
Как, кстати, и тем, кто претендует на должность главы организации на ближайших выборах, Томас Бах-то уходит: «Теперь, когда они будут говорить об ОКР, будут иметь дело не просто с функционером, а с представителем правительства, министром». И в нынешней ситуации это решение «целесообразно».
После размышлений, а не восстанет ли МОК против подобного поворота в российском спорте, Смирнов задал вопрос сам: а что именно подразумевать под МОК — президента, членов исполкома или аппарат? Почетный член Международного олимпийского комитета напомнил: «Мы тут тоже часть МОК — я, Тарпищев и Попов (с начала века Александр Попов являлся членом, а с 2016 года стал почетным членом МОК). Кто-то отнесется с пониманием, кто-то свои умозаключения будет высказывать. Полагаю, все те, кого интересуют наши дела, поймут этот месседж».
Оно-то так. Но жизнь показывает, что международные структуры, большинство из которых не отличается, прямо скажем, дружелюбием, «наши дела» пока что оценивают, совсем не отталкиваясь от логики или здравого смысла. Но пока выборы еще не состоялись, пусть они и формальность после озвученных решений, на все запросы пресс-служба Международного олимпийского комитета отвечает, не выдавая никакого отношения к предстоящим событиям: «Президентов национальных комитетов выбирают генеральные ассамблеи этих комитетов».
Видимо, пройдет олимпийское собрание, дело будет сделано, тогда и ответ будет более развернутый. Какой? Если отнесутся как к «месседжу», то все пройдет спокойно. Если, как всегда, то в МОК снова начнут указывать нам, как жить.
ХХХ
Но, как бы там у них ни было, теперь в России двумя спортивными верхушками (и госорганом, и общественной организацией) будет управлять один человек. И президент страны отдельно попросил «коллег в администрации президента посмотреть еще раз на эту составляющую, посоветоваться со специалистами в сфере спортивного права, с юристами, и если есть необходимость, то закрепить эти положения в соответствующих нормативных документах».
Глава комитета Госдумы по спорту, бывший министр спорта России Олег Матыцин уже заявил, что будет проведен анализ, в какие нормативные акты и федеральные законы необходимо внести соответствующие изменения: «Здесь надо очень внимательно все посмотреть». И напомнил, что каждая национальная система и каждая страна определяет свою политическую и управленческую структуру, и «такая модель не является уникальной для международного олимпийского движения». (Китай, Саудовская Аравия, Азербайджан никаких вопросов у МОК не вызвали.)
Седьмого ноября исполком ОКР должен утвердить отставку пока еще действующего президента Станислава Позднякова и назначить дату внеочередной выборной конференции. Два стула – это всегда вопросы. Автономия – один из них, юридически важный для международных деяний. Но главный сегодня – не как усидеть на стульях одному руководителю, а что это принесет по факту? Правда, пока Дегтярев не присядет, не узнаем.