Срочные новости раздела
Фестиваль студенческих спектаклей стартовал в Москве

Фестиваль студенческих спектаклей стартовал в Москве

Что такое студенческий спектакль? Это постановка, в которой играют не профессиональные актеры, а те, кто ими вот-вот станет, — студенты театральных вузов. Но не только это определяет суть: именно студенческие работы формируют и оттачивают мастерство, а сами спектакли могут со студенческой сцены перейти на профессиональную — таких примеров история отечественного театра знает несколько. Например, «Вечно живые» в Школе-студии МХАТ стали фундаментом будущего «Современника», а с «Бедного человека из Сезуана» началась «Таганка» Юрия Любимова. «Мещанин во дворянстве», в начале 60-х поставленный в «Щуке», и «Зойкина квартира» там же, но в конце 80-х, уверенно вошли в репертуар Вахтанговского театра. Так что образцы высокие, есть куда стремиться.

На фестивале «Точка А» пока таких прецедентов не было (слишком малый срок, проводится второй год подряд), но амбиции высоки. Свои спектакли уже показали ВГИК («Ромео и Джульетта»), Воронежский театральный институт («Кровавая свадьба»), Саратовская консерватория («Шукшин Ва.М.»), Петербургская театральная школа. А вот спектакль, который показал ГИТИС, вполне может претендовать не на короткую жизнь. Почему?

Во-первых, «Вас вызывает… Таймыр» — комедия. Во-вторых, комедия положений и, в-третьих, поставленная и сыгранная по канонам жанра. В-четвертых, и это самое, пожалуй, опасное место, — есть киновоплощение пьесы 1947 года Александра Галича и Константина Исаева, с которым все этот студенческий спектакль вольно-невольно будут сравнивать. А уж есть с чем — в советской картине 1970 года режиссер Алексей Коренев собрал блистательный состав: Евгений Весник, Юрий Кузьменков, Инна Макарова, совсем молодые Евгений Стеблов и Елена Коренева (кстати, дочь режиссера) и другие разыграли на экране веселую историю, приключившуюся с простым командировочным товарищем Дюжиковым, приехавшим в столицу нашей родины с далекого полуострова Таймыр.

У него задача — достать, выбить, согласовать, найти, убедить… словом, сделать все возможное и невозможное для тех, кто старается какой-то там полуостров превратить в лучшее место на земле. Для этого ему нужно обойти и оббегать множество министерств, организаций — все расписано по минутам. А тут, понимаешь, звонок с Таймыра надо ждать. Ожидание затянется на неопределенное время, и в него окажется втянутым большое количество людей, будут решаться судьбы, что создаст массу перипетий и комических ситуаций. Вот такую историю рассказывают студенты ГИТИСа в Мастерской Евгения Лазарева.

На сцене силой мысли известного художника Виктора Шилькрота, который не пренебрег студенческой постановкой, воссоздан номер в гостинице «Москва», ныне известной как отель Four Seasons. О пятизвездочном будущем гостиница «Москва» после войны, разумеется, не мечтала. Она хотя и считалась статусной, в двух шагах от Красной площади, но номер в середине прошлого века там могли делить сразу несколько приезжих. В одном из таких номеров оказалось четыре человека разных возрастов и профессий, которых разбудил ранний звонок с Таймыра. Ну а дальше Галич и Исаев, использовав звонок, накрутили гостиничных приключений, полных путаницы, случайных совпадений, песен/плясок, абсолютно лишенных какой бы то ни было идеологии, социальности. За что, кстати, комедия после выхода в свет свое получила за безыдейность. Но сборы по стране эта безыдейщина делала феноменальные. Первую постановку в Ленинградском театре комедии осуществил Эрнст Гарин, а в московской Сатире — Андрей Гончаров. Свою первую роль в комедии сыграла Ольга Аросева.

— Товарищ, это же Таймыр!!! — кричит командировочный Дюжиков. Неведомый край объединял, влюблял, знакомил. Всё в конце концов хорошо кончится, но чтобы дойти до финала, надо сыграть комедию положений, что не всяким профессионалам удается. А тут — студенты, пусть и выпускного курса, с жанром сложным, коварным, который в любой момент может свалиться в пошлость. Но, похоже, спектаклю режиссера Сергея Пасельского (сейчас он декан факультета режиссуры) это не грозит.

С первой сцены он задал скорость действию, которое только набирало обороты. Режиссер жестко выстроил мизансцены, не допускавшие пауз, имеющихся в новой версии названия — «Вас вызывает… Таймыр». Вместе с молодыми исполнителями разработал характеры персонажей, не убоявшись дать им такую опасную краску, как гротеск. Словом, студенты оказались в ситуации более экстремальной, чем персонажи пьесы.

А гротеск — дело тонкое, и у того, кто работал с этой краской аккуратно, получилось создать выразительный образ. А для кого гротеск и глагол «жать» слова-синонимы, рано или поздно сваливается в карикатуру, которая этой веселой пьесе совершенно противопоказана. Но справедливости ради стоит признать, что таких в спектакле оказалось раз-два и обчелся. Ребята были в своей игре заразительны. Первым номером здесь, как ни странно, совсем небольшая роль жены Кирпичникова (Светлана Запрягаева), ее супруг, директор филармонии, в исполнении Ярослава Радыгина, Дарья Авдеева (Дуня Бабурина) и Маргарита Вельминскина (Люба Попова), Маша Лунинец (дежурная по этажу) и Алина Домнина (пожилая аккомпаниаторша в буклях). Зал хохотал над ее реакциями невпопад, но это как раз тот случай, когда зрительская поддержка не всегда благотворно сказывалась на этой, в сущности, небольшой работе.

Обаяние «Таймыру» добавляла музыкальность, заложенная в пьесе, — в номер то и дело врываются артисты разных жанров, чтобы показаться директору филармонии, за которого они принимают командировочного с Таймыра. И несмотря на два финала именно музыкального характера, «Вас вызывает… Таймыр», безусловно, заслуживает высокой оценки и с точки зрения понимания, что такое ритм в комедии, и ансамблевой игры.

А если вернуться к истории постановки этой почти водевильной истории, то спустя десятилетия с нее смело можно снять штамп «безыдейная». Он был продиктован банальной завистью советских писателей к успеху постановки в театрах, а не отсутствием там каких-то ценностей. Напротив, обратная, ненавязчивая сторона старой советской пьесы заключена в романтизме товарищеской поддержки и взаимовыручки. Что в наше время конченого индивидуализма звучит особенно актуально.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Ричард Мелвилл Холл, более известный как Moby, стоит перед двадцатитысячной толпой и пытается скромничать: «Я понял, что лучший способ гастролировать — это взять акустическую гитару, съесть кусок
подробнее...

Альбом под мистически-религиозным названием «Перевоплотиться» полон условно равнодушных песен с настроением меланхоличной лености и привычной хандры до такой степени, что невольно хочется принять
подробнее...

Песня называется Übers Meer, что значит «Через море», и была опубликована еще в прошлом ноябре на четвертом сольном альбоме Линдеманна Zunge. Негодуя по поводу «неслыханного» вранья (на его взгляд,
подробнее...

Еще в августе он рассказывал журналистам о ней: «Я играю сварливого деда, которому недолго осталось после смерти жены. Он не разделяет современных тепличных методов воспитания, потому что жизнь - это
подробнее...

- Мы с Романом Сергеевичем работали в 2018 году над семейной картиной о спорте «Команда мечты», где он сыграл Виктора Сурова — отца главного героя. Для творческой команды было счастьем, что он
подробнее...

По словам Богомолова, память о Виктюке сохранят в специальном разделе сайта. В конце октября будет сыгран спектакль «Отравленная туника» — из прежнего репертуара. Также будет открыта ранее обещанная
подробнее...

На днях журнал «Юность», основанный классиком на заре «оттепели», обнародовал список финалистов премии им. В. Катаева за лучший рассказ. В перечне авторов, чье творчество отражает стремление
подробнее...

При этом для самого Богомолова главным было озвучить планы на новый сезон двух работающих под его началом театров.Театр на Бронной начнет сезон премьерой от Марины Брусникиной — «Калина красная» по
подробнее...

На сцене в полумраке по черпаниям угадывается декорация: горница, уголок для умывания, сундук, шкаф, что-то отдаленно напоминающее прихожую — интерьер избы Матрены. Появляется Игнатич (Александр
подробнее...

Сначала блюз-стар отметил клубным выступлением 60-летие Егора Летова, спел хрестоматийные нетленки «Моя оборона», «Русское поле», «Все как у людей», «Отряд не заметил», «По плану» и другие песни
подробнее...

Надо сказать, что за 30 лет существования премии  это не первая попытка реформировать «Золотую маску». Ее девять (!!!) раз редактировали, (это не  плохо и не хорошо, а говорит о том, что значит люди
подробнее...

«Абсолютно честный человек»— Вячеслав, мы практически не видим вас на светских мероприятиях и в новостных сводках ваше имя почти не фигурирует. Вы специально бежите от популярности?— Несмотря на то
подробнее...

Я с ним играла в двух спектаклях в антрепризе. Причём это он перенёс в антрепризу спектакль «Наливные яблоки»: сам восстановил и две роли в нем играл. Как показывал любую роль, неважно какую -
подробнее...

Это совместная акция двух биеннале современного искусства – Венецианской,  отмечающей в этом году 60-летие, и Бангкокской. На ней представлено  15 работ художников из Юго-Восточной Азии – Таиланда,
подробнее...

Всего пять фильмов, но каких. Лучший на все времена, конечно, «Москва слезам не верит». Он так и говорил: «Катерина — это я». Он так и сделал сам себя и свою любовь. И сколько было
подробнее...

— Сериал «Хор» во многом посвящен мальчику-самоучке с прекрасными вокальными данными, который воплотил собственную мечту и стал солистом. Но сейчас сама идея детского хора выглядит не очень
подробнее...

На ней прозвучал, кажется, окончательный ответ на вопрос, почему в июле было принято решение о переименовании.На вопрос представительницы прессы, прозвучавший из зала, Богомолов заявил следующее:- Имя
подробнее...

Идея выставки состоит в том, чтобы показать, что творчество Пушкина, подобно зеркалу души и мысли, отражает его взгляды на жизнь страны — политическую и культурную, причем не только через призму
подробнее...