Срочные новости раздела
Премьера в Театре Олега Табакова: отцы и дети XXI века

Премьера в Театре Олега Табакова: отцы и дети XXI века

Владимир Машков, который лично открывает любую премьеру своего театра (выходит к публике и говорит слова) на этот раз изменил традиции. Он обратился к публике только на поклонах, прервав шквал аплодисментов. «Желаю, чтобы в вашем доме не было того, что вы сейчас увидели», - сказал он. А увидели зрители пьесу, вышедшую в первый год начала XX века, которая напрямую касается дня сегодняшнего. И почти каждого, у кого растут дети. В первую очередь состоятельных граждан. 

По закрытому занавесу красиво валит крупный видео снег, внизу возникает строчка - «Нижний Новгород. Дом купца Ванюшина». Дом терракотового цвета, большой - почти мини дворец. На него, как будто, под определённым ракурсом наезжает камера, и в этот момент обе половины занавеса разъезжаются, открывая зрителю этот самый дом изнутри. Богатый, просторный, в два этажа, с элементами стиля  модерн. Натурально, с точностью до деталей его воспроизвел скульптор Александр Рукавишников - с ним Владимир Машков  делает уже второй спектакль.

Здесь и обитает семейство купца 1-й гильдии, уважаемого в городе человека Александра Егоровича Ванюшина, отца шестерых детей. Два сына, четыре дочери, состояние огромное, а дело передать некому. Да и покоя, гармонии в почтенном семействе тоже не наблюдается. Друг с другом разговаривают не по доброму, небрежно, у всех сдают нервы, то и дело все срываются на крик. Дети выходят из-под контроля: родителям нет почтения - того и гляди начнут хамить. Сдерживает только материальная зависимость от папаши - так все здесь называют отца. И в  интонации этого «папаша» слышатся обида, упрёк, равнодушие, а за ними настоящее, не озвученное: «денег дайте и отойдите».  

Тема отцов и детей, так волновавшая русскую литературу, в своё время давшую обществу лучшие образцы, явлена Найденовым в драме в полном объеме. Причем, обитатели дома Ванюшина — не плод фантазии автора, а списанные им образы с собственной семьи. Вообще, интересным был человеком писатель Найденов — толстовец, оставил состоятельную семью ради театра (актерствовал, но начал  писать пьесы), не стал продолжать дело отца. А его самая известная пьеса — «Дети Ванюшина» - пользовалась неизменным успехом с самого своего появления - честно обрисовала  картину русского общества, начав с его ячейки - семьи, точно попав в болевую точку. 

Критически был настроен, всей душой принял революцию, а в конце жизни признавался, что так или иначе, долго служил делу разрушения, если не социального строя, то разрушению мещанского идеала. «Жизнь русского обывателя, его семья, дела, жизнь исключительно плотская, ради своего тела, претила мне. Я протестовал, я писал против этой жизни». А теперь найдите три отличия от современного общества потребления, не в пример веку XX, технически развитому. 

Владимир Машков, выступивший не только в главной роли, но и в качестве режиссера, выстраивает спектакль по школе психологического театра. Направление, призванное в том числе в ясности и простоте своей раскрывать правду жизни, ее драматизм, дать глубину характеров, достаточно сложное, но именно его языком он говорит со зрителем сегодня о важном - разрыве поколений, причинах непонимания и есть ли точка возврата детей из благополучия и сытости  в в жизнь родителей?  

В доме Ванюшина драма развивается стремительно: действия одних, наступают на поступки других, провоцируя немедленную реакцию третьих. Скорость и ритм — как фирменный знак режиссуры Машкова — главные, но не отменяющие погружения в характеры, их проработку.

В значительной степени премьерная постановка стала серьезной школой и проверкой для молодой части труппы ТОТа. Условия, в которые поставлены актеры - экстремальные, не всем ещё под силу. Конечно, стержень спектакля и большинства мизансцен сам Машков, который не позволяет пошатнуть или разрушить конструкцию. Более того «Наследники» показывают как выросли за эти годы его воспитанники — в первую очередь Владислав Миллер (Алексей), Артур Касимов (Константин), Анастасия Тимушкова (Инна). Что говорить про актеров давно работающих в театре, таких как Яна Сексте (Клавдия), Алексей Усольцев (муж Клавдии), Виталий Егоров (доктор Штерн).

Сам Найденов через шесть лет после выхода пьесы изменил четвертый акт и финал: самоубийство главы семейства он заменил на роль приживалы в собственном доме. Старший сын Константин переселяет отца на второй этаж. Автор инсценировки Олег Антонов оказался гуманнее и, оставил Александра Егоровича в живых, придав финальной сцене фарсовый характер, дав семейству шанс на перемены. И люстра засияла. И музыка заиграла.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...