Срочные новости раздела
В Москве показали «добулгаковскую» историю Дома Пигита, где находится «нехорошая квартира»

В Москве показали «добулгаковскую» историю Дома Пигита, где находится «нехорошая квартира»

Посетителей эксперт проекта Екатерина Змеева встретила рассказом об Илье Пигите – дореволюционном «табачном магнате», который активно инвестировал и жертвовал на благотворительные цели заработанные на курильщиках деньги:

- Он выпускал доступные сорта папирос, что оказалось особенно прибыльным во время Первой мировой войны. Но Пигит был прогрессивным, демократичным человеком. И в своем завещании часть наследства оставил работникам фабрики. Изначально он собирался построить фабрику «Дукат» здесь, но ему не разрешили, так как рядом располагалась церковь святого Ермолая на Козьем болоте. И тогда он перенес производство на другую сторону Садового кольца. А это место отвел под доходный дом.

В седьмой главе «Нехорошая квартирка» романа «Мастер и Маргарита» упоминается, что Степа Лиходеев, директор театра Варьете, квартиру «занимал пополам с покойным Берлиозом, в большом шестиэтажном доме, покоем расположенном на Садовой улице».

На копии плана Дома Пигита, сделанной строительным отделением Московской городской управы в начале прошлого века, мы видим действительно причудливую архитектурную форму. «Расположен покоем» - означает, если дешифровать полностью забытое наречие, – «в виде буквы «П», то есть тремя сторонами четырехугольника.

«На самом деле загнутой трапецией, - уточняет Екатерина, - при этом парадные подъезды выходили на Садовое кольцо». Естественно, самая большая квартира принадлежала владельцу. 

И самое драгоценное, что музей смог представить, – фрагменты роскошной отделки: окрашенная лепнина в стиле «модерн» украшала потолки и стены, плюс отдельно были панно, изображающие павлина и орла. В наши дни помещение музею не принадлежит, изначальный облик утрачен, однако часть художественного оформления реставраторы смогли спасти в начале 90-х.

«Керамические панно мы не могли поместить в нашу небольшую экспозицию. Но таких планшетов (с фрагментами лепнины) у нас в фондах штук десять-двенадцать», - поясняет эксперт.

Удивительно, но до 1917 года «Дом Пигита» был узнаваемым брендом: где бы ни было произнесено данное словосочетание, все понимали, о чем идет речь. Но в XX веке «Дом Булгакова» полностью затмил предыдущее наименование

Что же случилось в послереволюционные годы?

Возник Дом-коммуна, прежние квартиры раздробили и превратили в коммуналки, жильцы которых сталкивались с теснотой, вечным отсутствием света, отопления и поломками водопровода. Об этом классик свидетельствует в ранних рассказах – «Москва 20-х годов», «Самогонное озеро», «Воспоминание», а к самой истории дома обращается сначала в рассказе «№ 13. Дом Эльпит-Рабкоммуна», опубликованном в декабре 1922 года в «Красном журнале для всех», а потом в своем великом романе.

На вопрос, какой была коммуналка и как жил и творил Булгаков в ее стенах, отвечает всё остальное музейное пространство. А выставка – это в большей степени воспоминание о прежней зажиточной (конечно же, для не самого широкого круга москвичей) жизни. Отсюда такие экспонаты, как подлинный мольберт Петра Кончаловского, снявшего для работы мастерскую №38 в Доме Пигита в 1910 году; эскизы «Полотер» и «Семейный портрет». Второе наименование, если знать контекст, оказывается «говорящим»: в 1912 году прославленный живописец поселился в 24-й квартире со всей семьей, а работал в мастерской №38. Однако через три года после «великого октября» вынужден был перебраться с домочадцами в мастерскую по итогам «уплотнения» (каким оно было – Булгаков прекрасно описал в «Собачьем сердце»).

Еще одна страница «темного царского прошлого» - размещенное в Доме Пигита общежитие «Московских высших женских курсов» со всеми атрибутами трудов и дней интеллигентных барышень-курсисток – швейной машинкой «Зингер», богатым фарфором чайных сервизов и так далее.

Подробнее обо всех жильцах рассказывать нет смысла, поскольку в Музее Михаила Булгакова отдельно есть интерактивный макет Дома Пигита, дающий о нем стереоскопическое представление. Но, пожалуй, даже он не воссоздает прошлое – советское, переломное и дореволюционное - так зримо, как это делает булгаковская проза.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...