Срочные новости раздела
В Театральном музее Бахрушина исследуют последний спектакль Российской империи

В Театральном музее Бахрушина исследуют последний спектакль Российской империи

Новый проект Бахрушинского музея приурочили сразу к двум юбилеям: 210 лет со дня рождения Михаила Лермонтова и 150 лет со дня рождения Всеволода Мейерхольда. «Объединяющим» звеном для режиссера и писателя стал «Маскарад» — первая театральная пьеса Лермонтова, которую в Александринском императорском театре поставил Мейерхольд.

Всеволод Эмильевич начал репетировать «Маскарад» за два года до столетия Лермонтова. Премьеру масштабного, по-императорски роскошного спектакля намечали на 1914 год, но состоялась она только 27 февраля 1917-го — в день, когда всеобщая забастовка рабочих переросла в вооруженное восстание, а в Петрограде прозвучали первые выстрелы Февральской революции.

Шесть лет напряженных репетиций, около четырех тысяч эскизов от самого известного художника Императорской сцены Александра Головина, бюджет 300 тысяч царских рублей (или 150 000 тогдашних долларов)...

Мейерхольд работал тщательно и требовательно: от каждого из актеров требовал досконально знать биографию своего персонажа, вместе со сценографом создавал образы для каждого — даже самого мимолетного — посетителя балов и маскарада. Спектакль он, следуя замыслу Лермонтова, разделил на пять картин, которые предваряли пять занавесов. Ткани для костюмов и драпировки сцены подбирал в Европе. По словам сотрудников Бахрушинского музея, на финальные сцены отпевания Нины Арбениной Мейерхольда вдохновили величественные Помпеи — некогда пылающий вулкан стал одним из символов тлена и метафорой места, где раньше кипели нешуточные страсти.

Первое впечатление от представленных на выставке архивов — восхищение размахом и продуманностью сценического мира. Говорят, что Головин придумывал даже карты для игорного стола. А Мейерхольд очень внимательно следил, чтобы спектакль, расцвеченный пестротой декораций, несся вперед стремительно, будто мазурка. «Маскарад» Мейерхольда, детально описанный в переписках и воспоминаниях, предстал перед зрителями в своем визуальном воплощении. О том, что значил образ Маскарада для Лермонтова и Мейерхольда, рассказывает Тамара Тихоновна Бурлакова:

— Мейерхольд идет за Лермонтовым. Маскарад — это форма бала, бал и во времена Лермонтова, и в начале XX века, конечно, был важным элементом культуры дворянского быта. Он не был только развлечением, он был и брачной конторой, и модной школой, и пространством делового общения, ярмаркой невест... Но на балах существовало достаточно жесткая грамматика: владеющий этой грамматикой мог принадлежать к высшему обществу. Маскарад, где человек надевал маску и облачался другой в костюм, стирал демократичную линию этикета в общении и там можно было уже не следовать жесткой грамматике, а можно было интриговать, можно было обращаться друг к другу на «ты». И, естественно, в этом пространстве, прекрасном, радостном, веселом, могли разворачиваться и драмы, которые, как у Лермонтова, заканчиваются смертью.

Тамара Тихоновна напоминает и о том, что для Мейерхольда и Лермонтова маскарад, как процесс, был схож с игрой, и игра эта была не только актерской:

— Маскарад — это и форма игры, это форма баланса. Прекрасно об этом написал психолог Эрик Берн, который говорил, что в обычной жизни люди не допускают сближения, а в игре-маскараде, в которой стираются сословные и социальные различия, допускает.

На выставке учитывают оба этих настроения: и балы, и игру. Густонаселенный «Маскарад» — прежде всего «драма страстей». Эскизы костюмов, макеты декораций и планы мизансцен сохраняют в себе и чрезмерный азарт, и боевой запал. Вокруг самой пьесы, вокруг постановки Мейерхольда и последующих советских спектаклей все получается очень жгучим.

Эскизов костюмов, макетов декораций и планов мизансцен даже с музейной «дистанции» поражают масштабами (говорят, что столько эскизов Александра Головина в одном месте показывают нечасто) и чередой сменяющихся лиц, каждое из которых продумано и прописано режиссером.

Кроме Мейерхольда в Бахрушинском музее вспоминают и другие значимые постановки этой пьесы: 21 июня 1941 года на сцене Театра Вахтангова представили свой «Маскарад». Режиссер Андрей Тутышкин пригласил на роль художника по костюмам ленинградца Георгия Мосеева. В 1950-м свою версию спектакля на сцене Театра Моссовета представил легендарный Юрий Завадский. В Малом театре «Маскарад» показали в 1962 году: сценографией занимался Энар Стенберг — сын Георгия Стенберга — одного из самых известных художников-соавторов Александра Таирова.

О культуре лермонтовских балов напоминают и овеществленные экспонаты. Символика бала весьма многообразна: частью «грамматики» становятся маски, сумочки, шарфы, веера. Один из экспонатов — ридикюль Алисы Коонен.

«Мостик» к современному театру проводят через спектакль Валерия Фокина «Маскарад. Воспоминания будущего», премьера которого состоялась в 2014 году. Из Александринского театра на выставку привезли два костюма, один из которых принадлежит Звездичу.

Сотрудники Бахрушинского музея подчеркивают, что «Маскарад» — пьеса довольно мистическая: якобы она предваряет ключевые исторические перемены. Впрочем, увидеть «Маскарад» таким, как его представили на выставке, — это тоже своего рода потрясение.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Открывшаяся в залах Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате выставка «Пушкинские места России» представляет живописные и графические работы Эдварда Выржиковского (1928-2008).Эдвард Яковлевич –
подробнее...

В эксперимент пока включены 63 театра и 36 концертных площадок. Следует уточнить, что проверять билеты вместе с паспортами начнут не прямо вот завтра, а на спектакли и концерты,  которые  стоят в
подробнее...

Минобороны РФ официально переход под российский контроль села, где родился Сергей Прокофьев, пока не подтвердило. Но в символическом смысле великий композитор вернулся на Родину, в Россию, оставаясь
подробнее...

«Слово Толстого», заявленное как «путеводитель по наследию» Льва Николаевича и исчерпывающе полная толстовская библиотека, сложилось за это время в сайт со сложной «архитектурой» и сверхценным
подробнее...

На заседании представители профильного министерства рассказали о поддержке сферы культуры новых регионов. Так, были озвучены следующие цифры: в театры ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской области
подробнее...

В качестве референсов называются «Тихий Дон» Сергея Герасимова и «Острые козырьки» Стивена Найта. Лейтмотивом звучат слова Сергея Жигунова: «Нам очень много врали в школе, а все было не так». Он готов
подробнее...

Дама вышла из Адама, и сказала ему дама: — Я — проект новейший самый! С авангардною программой.Взгляд умильный, корпус стильный, закругленные бока. Ум рассчитан на века.Эротична, синеглаза. Как модель
подробнее...

И вот «Противостояние». В 1985-м это уже было. И как! Исходные данные следующие: Юлиан Семёнов, безусловно, мастер; Семён Аранович, замечательный режиссер; Олег Басилашвили, Андрей Болтнев… Но и этого
подробнее...

Когда-то на 40-м Каирском фестивале Россия была главным гостем и в программе «Фокус российского кино» представили десять наших картин: «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира»
подробнее...

Дар прозренчества — это способ видения и постижения мира. Творец обречен строить иллюзии, идеализировать людей и обстоятельства, разочаровываться и вновь — как бы мрачно ни смотрел на жизнь и ни
подробнее...

Древнейшая надпись, провозглашающая Иисуса Богом и считающаяся "величайшим открытием со времен свитков Мертвого моря", была обнаружена под полом израильской тюрьмы и теперь выставлена на обозрение в
подробнее...

На сцене «Таберки» спектакль «Старший сын» появился еще в 2008 году — тогда пьесу Вампилова ставил Константин Богомолов. В 2020-ом свое видение пьесы представила режиссер Алена Лаптева — на сцену ТОТа
подробнее...

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У
подробнее...

«Золотую пирамиду» за лучший фильм получила румынская картина «Новый год, который так и не наступил» Богдана Мурисану. В сентябре он уже победил в секции «Горизонты» недавнего Венецианского
подробнее...

ДОСЬЕ МКМарк Клионский родился в Минске в 1927 году. После войны — поступил в Ленинградский Институт имени И. Е. Репина, где, пускай и не сразу, но все же стал лучшим студентом. Был самым молодым
подробнее...

Она рассказала, что родилась в Азербайджане, потом переехала с родителями в Тюмень, где и познакомилась со своим будущим героем — цыганским рэп-исполнителем Иоанном Жани (Андро). Оказалось, что
подробнее...

Новый год и Рождество традиционно мы ассоциируем с балетом Чайковского «Щелкунчик», что вполне справедливо — рождественская сказка. Но в Музее музыки расставили новогодние музыкальные акценты иначе и
подробнее...

Любые новости об экранизации романов Джоан Роулинг являются для поклонников юного волшебника чем-то вроде потревоженной больной мозоли. Первые слухи о сериале, посвященном вселенной Гарри Поттера,
подробнее...