Срочные новости раздела
В Москве поэт и драматург из ДНР представил моноспектакль о метафизике Донбасса

В Москве поэт и драматург из ДНР представил моноспектакль о метафизике Донбасса

— Сергей Анатольевич, один из последних ваших проектов в ДНР — театральная студия с красивым, но лично мне непонятным названием, несколько молодых участников которой погибли на фронте. Расскажите об этих ребятах.

— Наша студия называется «ТРИАС» — с греческого «Троица». Античные театралы три начала видели в театре: небо, боги и человек.

Мы работали при Донецком городском молодежном центре.

Первый из погибших — Илья Уваров-Наровский, я с ним познакомился на «Кораблевнике» — это такой литературный клуб у нас.

Смотрю, какой-то парень задает умные вопросы. И взгляд как у Алеши Карамазова или Аркадия Долгорукова из романов Достоевского.

Я подхожу и говорю: «Когда ты в последний раз виделся с Родионом Романовичем?» — «Только что. Перед тем как сюда прийти».— «И что он тебе сказал?» — «Что Елизавету он не убивал. Руки мне показал, говорит: нет крови ее на моих руках…».

После этого разговора я пригласил его в театр.

Он поставил условие: если мне понравится репетиция — останусь.

— Илья был студентом?

— Магистрантом филологического факультета Донецкого госуниверситета. Он играл у меня главную роль в версии пьесы «Человек из Подольска», которую мы вместе придумали.

И как это ни странно, все, что мы придумали, почти соответствовало тому, как он вдруг погиб. Премьера была запланирована на 27 марта 2022 года — Всемирный день театра. В этот день он сложил голову под Харьковом, в селе Ольховка (в боях с боевиками «Кракена» — самого фанатичного подразделения «Азова»*(террористическая организация).

Второй студиец — Саша Мусенко, погиб под Нью-Йорком (украинское название поселка Новгородское близ Дзержинска. — И.В.).

Они оба ушли по призыву.

Наш спектакль, кстати, начинался со считалочки: «Ехала машина темным лесом/За каким-то интересом,/Инти-инти-интерес — /Выходи на букву «эс»… Один из артистов жмурился, все разбегались, а Илья, по сценарию, никак не мог спрятаться.

Так и знакомым, которые предлагали ему куда-то скрыться, он ответил: «Я прятаться не буду».

Два года Илья числился в списках пропавших без вести. У меня была надежда, что он жив, пусть попал в плен. Но нет.

— Вспомните его последние слова.

— Он произнес фразу, казалось бы, банальную: «Сергей Анатольевич, берегите себя». Это всё.

А матери, когда уходил на фронт, сказал такие слова: «Мама, спасибо тебе за всё».

А третья наша потеря — Сережа Твердохлеб, он проходил к нам всего два месяца.

— В вашем театре-студии все актеры принципиально были любителями?

— У нас есть и профессиональные актеры — из Макеевского театра юного зрителя, например. Всего примерно двадцать артистов.

— Перечислите главные постановки.

— «Театр Джона Леннона», «История доброго утра» по Мамлееву.

— Вашего «Леннона» я, кажется, видел…

— Сильно сокращенную версию. Во время премьеры главную артистку увезла «скорая», но никто и вида не подал — доиграли без некоторых сцен с ней и ее монологов.

— Основной площадкой «ТРИАСу» служил городской молодежный центр?

— В последнее время работали там.

— В декабре 2022 года Центр пережил сильный обстрел — погибли люди, в том числе 21-летняя девушка. После трагедии здание не использовалось по назначению?

— Сейчас вообще всё в городе закрыто — по крайней мере до этой осени учреждения культуры официально были закрыты. Если что-то где-то и проводилось, то без афиширования.

— Чем вы занимались, когда вынужденно искусство поставили на паузу?

— Творческий человек не может стоять на месте. Я делал переводы с итальянского, писал киносценарии.

С подачи Евгения Головина (поэт, эзотерик, мистик, 1938–2010. — И.В.) сделал по роману Эдгара По «Повествование Артура Гордона Пима из Нантакета», киносценарий «Воскресный приют» о путешествии на Южный полюс.

А «от отчаяния» начал делать моноспектакли: «Страсти по Байконуру», «Мистерии преображения», «Терриконы сердца». Последний представил в Доме Ростовых по приглашению Ассоциации союзов писателей и издателей России.

— Определите точнее жанр данного произведения.

— «Дорожная карта» путешествия по воспоминаниям, мифам, легендам, судьбам выдающихся людей, живших в Донбассе. Путь — остановка Прокофьев. Продолжение пути. Еще остановка — Менделеев. Ханжонков. Маяковский.

— Об «официальной» донецкой театральной жизни московский читатель узнает все больше — мы постоянно пишем о деятельности Союза театральных деятелей в ДНР, отдельных театров, режиссеров и актеров. Но если то, что вы делаете, назвать андерграундным театром, то как он возник и с чего и когда все начиналось для вас?

— В 1986 году я работал в Донецком госуниверситете, в студенческом клубе у нас был коллектив, куда входили в юности известные донецкие ученые-филологи: известный донецкий лингвист Вячеслав Теркулов сыграл у меня пять главных ролей.

— Что ставили тогда?

— В 1986-м у нас была премьера спектакля «Прикосновение» по «Солярису» Станислава Лема.

— Решили на фоне запрета на Тарковского «импортозаместить» его шедевр 1972 года? Вообще, удавалось ли ставить неподцензурные произведения, ведь цензура в СССР еще четыре года существовала?

— Самое удивительное, что, когда мне понадобился для одного мероприятия фрагмент «Соляриса», как раз тогда Тарковский не вернулся в СССР и его творчество запретили. И я поехал на дальний склад Госфильмофонда, находившийся возле Донецкого аэропорта.

На одной из полочек лежали пленки всех фильмов Тарковского, перечеркнутые красным крестом.

— Нужный фрагмент вам дали?

— Да. И даже разрешили поставить спектакль по «Гофманиане» Андрея Арсеньевича, напечатанной в журнале «Киноискусство».

Марина Арсеньевна Тарковская была в шоке: упоминание имени ее брата-«невозвращенца» в печати пресекалось, а здесь — спектакль.

— В Донецком аэропорту — уже новом, построенном к футбольному чемпионату Евро-2012, — работала ваша дочь.

— Она трудилась в службе досмотра. Когда украинская армия и ополченцы развернули бои за аэропорт, руководство уехало в Киев. А собаки остались.

Тогда моя дочь стала убеждать волонтерские организации спасти животных, которые неделю сидели в клетках без еды.

— Спасли?

— Какой-то самый отчаянный волонтер отважился, и они вывезли собак под градом пуль и снарядов.

— Сергей Анатольевич, сейчас принято считать, что при украинской независимости Донбасс испытывал мощное культурное украинское давление. Но, кажется, до зимы 2014 года регион жил своей жизнью.

— Помню свое детское удивление, когда мне впервые сказали, что Донбасс — это вообще Украина. Донецк и Украина не сводились в одну точку. И после 1991 года в Донецке ощутить все эти процессы было невозможно.

Если и были какие-то внедрения, то кратковременные и недолгие. На нашей почве украинское не приживалось.

Да, они делали спектакли на мове, но на них никто не ходил. Когда на сцене Донецкого драматического театра стала в детских постановках звучать украинская речь, зрители ездили в ТЮЗ Макеевки, лишь бы их дети смотрели сказки на русском.

— В 90-е в Донбассе наблюдалось «российское засилье»: «Московский комсомолец», «Труд», «Комсомолка» и «Литературка» в киосках, книги российских издательств (не русскоязычные, а физически отпечатанные в России) — на каждом углу, кассеты и диски на русском, фильмы с русским дубляжем, русская музыка в радиоэфире…

— Донецкий книжный рынок «Маяк» всегда был завален российскими книгами. Другие никто не покупал.

В киоске «Пресса» за редчайшим исключением все было по-русски (в том числе местная периодика. — И.В.).

— Из орбиты русской культуры Донецк, получается, никогда не выпадал?

— Именно так.

В мае 1991 года мы провели в Донецке Съезд русского верлибра. Зимой 2013 года — мини-фестиваль русской литературы Украины «Знаки отличия» — с участием шести журналов, выходивших на русском в Донецке, Киеве, Днепропетровске и Германии.

— А как донецкий край жил при СССР в духовном и материальном плане?

— Наш город никогда не был провинцией. Москва и Ленинград снабжались по первой категории, Донецк — по второй. Причем у нас был колоссальный спрос на литературу и культуру в целом.

— С 2014 года вы не покидали родных мест. Какие дни и месяцы вооруженного конфликта тогда еще на востоке Украины были для вас самыми страшными?

— Самые страшные дни — перед заключением второго «Минска» (11–12 февраля 2015 года. — И.В.). Накануне грохотало так, что я не помню ничего подобного. К тому же ВСУ использовали фосфорные бомбы. Мы видели в окно, как они вспыхивали и растекались в воздухе, словно сгущенное молоко.

— Сколько раз лично вы попадали под обстрел?

— У меня «вторых дней рождения» столько, что пальцев на руках не хватит сосчитать.

В самом начале событий 2014 года милиция (и другие силовые структуры) были еще украинскими, я тогда оказался неподалеку от Пожарки. Вдруг началась сильная стрельба и прозвучали взрывы — грохот был как на Курской дуге. Вокруг многоэтажки — их близость усиливала эхо.

Мне кричат: «Ложись!». А я стою и думаю: «Я же в своем родном городе, что здесь со мной может случиться?» И тогда с чердака крыши больницы начал работать пулемет. И по сравнению со взрывами его очередь звучала как флейта.

— С тех пор этот грохот не прекращался?

— Были кратковременные моменты тишины — перед Пасхой или Рождеством, когда договаривались (о перемирии). Но с 2014 года по сегодняшний день Донецк находится под постоянными обстрелами.

— Я знаю, что у вас есть личные причины, по которым вы не уехали из Донецка. Но если бы могли перебраться в «материковую» часть России, вы бы сделали это?

— Я не могу себя представить вне города. Не могу в голове сконструировать такой вариант. Это не потому, что я такой суперпатриот…

Кстати, а что такое патриотизм? В моем представлении — это бесконечное движение духа в формате звездного озарения, которое находится над тобой.

— Вы верите в связь земли и неба?

— Конечно. Знаете, почему Азовское море называлось Собачьим? Потому что если соединить карту звездного неба и карту Земли, то морда пса охотника Ориона попадает как раз на Азовское море.

А почему Крым называется Тавр, Таврида? Созвездие Быка прямо на Крым ложится! У наших предков голова постоянно была вверху — они наблюдали за звездными перемещениями.

— Считается, что Донбассу в современном понимании полтора века, ну максимум несколько столетий, если брать отсчет с первых сторожевых казацких постов.

— Киммерийцы первыми осваивали Северное Приазовье в 900–600 годы до Рождества Христова. Потом племена асов (полумифические покорители Скифии), сарматы и скифы.

В наших местах римляне выстроили лимес, вал со сторожевыми башнями, какие возводили на границах Римской империи, назовем его условно Мариупольским. Он проходил там, где находятся приморские села Сопино (Волновахский район ДНР) и Ляпино (Левобережный район Мариуполя). Длиной лимес был 42 километра, а по его стене могли проехать два всадника!

Так что под Мариуполем стоял римский регион — у них крепость была у Азова, и с ней случилась природная катастрофа. Место для строительства выбрали неудачное — вокруг лиманы, и крепость утонула.

У донецкого историка, профессора Александра Артуровича Дынгеса совместно с итальянцами был план откачать всю эту жижу и получить новый туристический объект.

Археологи успели отсканировать территорию; я видел эти сканы, по ним видно, что крепость в целости и сохранности.

— Откровения в духе, что пушкинское Лукоморье или битва на Калке, где русские дружины сражались с монгольскими ордами, — это часть большой донецкой истории, «неподготовленного» слушателя могут обескуражить…

— Мало того, по мнению ряда историков, легендарный половецкий город Шарукань тоже наш. Специалисты никак не могли решить, где же он на самом деле находился. А выяснилось, что постоянного места вообще не было, что это был «мобильный город» с тридцатиметровыми домами на колесах…

И по ночам они передвигались вдоль Северского Донца при свете факелов, образуя загадочный огненный карнавал.

— Поэт и сценарист Юрий Арабов печатал свои произведения в вашем альманахе «Четыре сантиметра Луны». Вы были близко знакомы?

— Больше скажу, мы в 2017 году договорились открыть в Донецке киношколу. В ответ на мое обращение Арабов заверил, что готов вести для нашей молодежи лекции и договорился с коллегами о том же. Планировалось преподавать сценарное искусство и режиссуру. А Юрий Николаевич стоял бы во главе.

— Была ли эта задумка реализована?

— Нет, и тому есть несколько причин. Первых договоренностей мы достигли в разгар экзаменов в московских вузах, так что решили, что учебный год начнется 1 сентября 2018 года. Но война помешала.

— Приезжал ли Арабов в Донецк?

— Нет. Но я к нему в Москву приезжал и даже был одним из немногих, кто побывал у него дома, — Арабов мало кого приглашал к себе.

В свое время я был директором подразделения Федерации киноклубов СССР в Донецке, так что мое начальство было в столице, Федерацией руководила Ирина Николаевна Гращенкова, с которой Арабов дружил.

— Как произведения Арабова попадали на страницы вашего альманаха?

— Он мне их сам давал.

— Речь о неопубликованных текстах?

— «Медея» («Фауст») — это вообще свежак был, мы ее первые напечатали. А «Silentium» по Тютчеву до меня опубликовал журнал «Киносценарии». Но Арабов сказал: «У тебя публика не специфическая, а просто читатели. Возьми, напечатай».

И ряд своих стихотворений давал, которые нигде до этого не выходили.

*террористическая организация, запрещенная в России

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

О вторжении в Курскую область: почему и зачемОколо года назад я в своем блоге неоднократно подчёркивал, что, чем хуже будет ситуация на фронтах, тем больше власть Зеленского будет оказывать давление
подробнее...

«Со времен Петра Первого Петербург – не только культурная, но и промышленная столица России. Мы гордимся нашими прославленными предприятиями, великими деятелями культуры. Сегодня мы возрождаем
подробнее...

Полнометражный конкурс открыла черно-белая картина «Вдохновение» Константина Еронина, которая выглядит как пародия на фильмы классика венгерского артхауса  Белы Тарра, особенно на «Туринскую лошадь».
подробнее...

«Правблог» раскрыл подробности запрета Украинской православной церкви, которое остающийся у власти после окончания президентского срока Владимир Зеленский сделал реальностью сегодня, в День украинской
подробнее...

Алексей Рыбников сотрудничает и дружит с Донецким театром много лет. Еще в 2014-м они поставили его "«Юнону» и «Авось»". А вот теперь — «Князь Андрей». Поставили в точности, как ее придумал автор —
подробнее...

Его передачи — это что-то особенное. «Те, с которыми я». Вот он так мыслил, так рассуждал, чувствовал, вспоминал. И, конечно, этот текст в его межпрограммке, это музыка. А выходит уникум, ни на что не
подробнее...

На выставке «Любовь. От и до» художники предлагают поразмышлять своим зрителям о любви как об опыте, о чувстве и навыке, помещая их внутрь своего произведения — в тотальную инсталляцию. Это формат в
подробнее...

Пусть разочарую забубенных малообразованных педагогов, диких воителей полуграмотности, не ведающих элементарных азов. Я их окормляю, а не они меня! Яйца курицу не учат? Как бы не так! Если иметь в
подробнее...

Кто-то пришел в эксклюзивной футболке, на которой было написано: «РАМТ, 104 сезон». И сделано это было своими руками. Когда Алексей Бородин вошел в зрительный зал, вверенный ему коллектив вскочил с
подробнее...

— Меня судьба не обделила встречами с необыкновенными людьми, но Саша Аронов был человеком абсолютно ни на кого не похожим. Но так и нужно жить поэту… — как писал Тарковский о Мандельштаме.Не так
подробнее...

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?— У него очень узнаваемая
подробнее...

Театральному полотну по роману-эпопее графа Толстого идеально соответствует и масштаб здания местного театра, построенного Зихой Хадидом. Оно само как произведение высочайшего искусства в окружении
подробнее...

Фильм о Шерлоке Холмсе с Эйл Норвуд, любимым у Артура Конан Дойла исполнителем роли знаменитого сыщика, в главной роли будет показан впервые с момента его выхода на экраны в 1922 году после масштабной
подробнее...

Анна Михалкова продолжает оттачивать актерское мастерство в перетаскивании трупов и снова работает над семейными отношениями на пару с Александром Робаком. «Убойный отпуск» пестрит интригующими
подробнее...

Вглядываясь в лицоПосле войны его отца-офицера направили служить в Северную Корею, и маленький Сережа до 6 лет жил в Пхеньяне, дружил там с юным Ким Чен Иром, будущим «великим руководителем страны». В
подробнее...

Любимец Сталина и Берии «не мрет»Лев Термен прожил 97 лет. Неудивительно, ведь если прочесть его фамилию задом наперед, то получим «не мрет». Звучит как заклинание на долголетие. Вячеслав Медушевский,
подробнее...

Смена вехСтремительно менялся сам ландшафт всего балетного мира. Многие балетные труппы еще в начале сезона сменили начальников, поэтому сезон 2023–24 для множества коллективов начался со знакомства с
подробнее...

Новая для нас музыкальная эпоха, начавшаяся на стыке восьмидесятых и девяностых, стала временем, когда блеск и нищета народившейся поп-музыки обеспечили публике незабываемый поток ярких впечатлений.
подробнее...