Срочные новости раздела
Символ Москвы: «Аронов мог быть не менее популярным, чем Евтушенко и Вознесенский»

Символ Москвы: «Аронов мог быть не менее популярным, чем Евтушенко и Вознесенский»

— Олег Никитьевич, то, что Аронов — подлинный поэт, доказывать не нужно, в поэзии вообще доказательства не работают. Но как все-таки вывести формулу его «настоящности»?

— У него очень узнаваемая интонация, совершенно свой голос. Есть разные определения поэзии, одно из них — «поэзия — это сопряжение далековатых понятий». У Аронова такое сопряжение все время присутствует. И есть естественная парадоксальность (вспомните пушкинское «гений — парадоксов друг»). Например, строчки, сразу заставляющие задуматься:

Когда нас Сталин отвлекал

От ужаса существованья...

А вот еще одно определение поэзии — от Варлама Шаламова: «Стихи — это боль и лекарство от боли,/И — если возможно — игра». У Аронова есть и первое, и второе, и третье.

Он, кстати, был первым настоящим поэтом, с которым я познакомился. Тогда мои стихи опубликовали в «Алом парусе» «Комсомольской правды», и Юра Щекочихин, который был «капитаном» «Паруса», решил, что меня надо обязательно «показать» Аронову.

В общем, я оказался в «МК». Саша Аронов к тому времени мои стихи уже прочитал и, что называется, мне меня объяснил.

А от редакции до станции метро «Чистые пруды» я летел на крыльях, даже стишок по дороге написал — несколько в ароновском роде.

— Какое из его стихотворений вам ближе всего как поэту и современнику?

— Я не могу назвать одно, их несколько, например, «Когда горело гетто…», «Кьеркегор и Бог».

Или вот такое:

Ни на кого нельзя смотреть снаружи —

Единственный закон земли Мальбек.

Базар, толпа, случайный человек —

Ни ты ему, ни он тебе не нужен.

На тамошних калек и не калек

Поднять глаза — нет оскорбленья хуже...

Также нельзя не вспомнить много объясняющее в его судьбе стихотворение:

Отсвет имени на строчке

В сотни раз прекрасней слова.

Я ничем вам не помог, мои слова,

Чтобы вам не сгинуть снова,

Не пропасть поодиночке,

Друг за друга вы держитесь, как трава...

Аронов был одного поколения с Евтушенко и Вознесенским и мог быть не менее популярен, чем они, если бы иначе все сложилось, если бы он не попал в опалу в юности.

— После публикации в «Синтаксисе»?

— Да, в первом альманахе, который издавал еще до Синявского и Розановой Алик Гинзбург. Там напечатали такие стихи:

Посредине дня

Мне могилу выроют.

А потом меня

Реабилитируют.

Спляшут на костях,

Бабу изнасилуют,

Потом — простят,

А потом — помилуют.

Скажут: срок ваш весь,

Что-нибудь подарят…

Может быть, и здесь

Кто-нибудь ударит.

Будет плакать следователь

На моем плече.

Я забыл последовательность:

Что у нас за чем.

Они сыграли роковую роль. После них его нигде не печатали, а первая книга вышла, когда Аронову было уже за пятьдесят.

Но это не мешало ему радоваться чужим стихам и успехам, он стал учителем для многих — Евгения Бунимовича, Андрея Чернова, Александра Еременко, Ивана Жданова, для вашего покорного слуги и других теперь известных поэтов.

При этом у нас выходили книжки, а у него все не было и не было. И только в 1987 году увидел свет в «Советском писателе» «Островок безопасности».

— Меня удивляет, что в «Синтаксисе» Гинзбурга вышли подборки Окуджавы, Ахмадулиной, потом Кушнера и Рейна, но никто не платил за этот «антисоветский проступок» столь большую цену.

— Помните любимый анекдот Юрия Никулина про два поезда, идущих навстречу друг другу по одной колее? Они почему-то не встретились. Почему? Не судьба.

— У вас есть дома какие-то вещи, подарки Аронова, что-то, помимо подписанных им книг, на что легло его прикосновение?

— Книги, конечно, есть. Но, пожалуй, больше ничего.

— Каждое последующее поколение писателей стоит на плечах титанов. Если это так, на чьих плечах стоит Александр Аронов?

— У него есть безусловное родство с Ходасевичем. Пожалуй, еще с Георгием Ивановым...

— То, что Аронов всю жизнь работал журналистом (в «МК» — 35 лет!), помогло ему или помешало как поэту?

— Помогло. Занятие журналистикой позволяет «выпускать пар» и не писать чисто публицистических стихов, которые к поэзии имеют весьма косвенное отношение.

— Читали ли вы его газетные материалы, ждали ли из печати номер «Московского комсомольца» с рубриками Аронова?

— Конечно, читал — в них он опять же остроумен и парадоксален. И всегда интересен.

Мне тут вспомнилось: когда Сашу хоронили, панихида проходила в ЦДЛ. Я приехал туда со своей женой Анной Саед-Шах (ее тоже нет с нами). Она поставила машину напротив ЦДЛ, у бразильского посольства.

Тут же подскочил милиционер со словами, что здесь нельзя парковаться. Я ему отвечаю:

— Знаете, мы приехали на прощание с Ароновым, а тут вся улица забита машинами.

— С кем, с кем прощание?

— С Александром Ароновым.

— Это же мой любимый автор, я все время его колонки читаю.

И разрешил оставить автомобиль там, где мы хотели.

— Профессиональному поэту широкая «народная слава», когда его тексты знают миллионы людей, меньше всего, мне кажется, нужна. Но Аронов получил ее вполне, хотя песня «Если у вас нет собаки» ушла в массы безымянной.

— Аронов был поэтом для определенного круга — журналистов, художников, писателей. Он стал одним из символов Москвы.

Cуществовало много бардовских «самодельных» песен на его стихи. А поскольку журналисты много ездят по стране, их пели в каких-то компаниях, и все это распространялось еще так.

То есть не на магнитофонных бобинах, как было с Высоцким.

А что касается самой знаменитой песни на стихи Аронова, то благодаря «Иронии судьбы…» ее действительно знают миллионы людей, поскольку фильм крутят каждый год. Но вы правы, о том, что она именно Аронова, вряд ли многие догадываются.

Также вошла в обиход фраза из стихотворения Саши «Остановиться, оглянуться…» (читает стихотворение полностью по памяти. — И.В.). Леонид Жуховицкий даже книгу назвал по этой строчке, также она «прозвучала» в бесконечном числе газетных и журнальных заголовков.

— Вы знаете наизусть много стихотворений Аронова?

— Довольно много, штук, наверно, тридцать. Но я их, конечно же, не учил. Они сами стали элементами сознания.

— Читатели, а точнее, слушатели решили, что песенка про тетю и несчастную собачку — шуточная. А между тем это глубокое произведение, восходящее к традиции Хармса и Олейникова, у которого есть сходная «юмористическая трагика»: «Когда усердно мать хлопочет:/Одеть теплей сыночка хочет,/Чтоб мальчик грудь не застудил,/А мальчик в прорубь угодил».

— Когда вы меня спросили, кому Аронов близок, я хотел сказать и об Олейникове, и о Хармсе.

Это действительно не просто шуточка. «Думайте сами, решайте сами — иметь или не иметь» — это этическая формула.

— Ваша последняя беседа с Ароновым, последняя встреча, последнее рукопожатие — как это было?

— Он мне позвонил и пригласил на вечер, причем задолго до этого несостоявшегося вечера. Это был последний разговор по телефону.

А при непосредственном общении — о чем только мы не говорили! Между прочим, Аронов был настоящим энциклопедистом и разбирался в самых неожиданных вещах.

Например, выяснилось, что он может обсуждать вопросы, связанные с моей кандидатской диссертацией по прикладной математике. Саша имел представление о размытой логике. Я с ним советовался даже.

— Понятно, что мемориальная табличка установлена в холле редакции «МК» — я мимо нее каждый день прохожу. Но если бы появилась возможность увековечить память об Аронове посерьезнее и как именно — зависело бы лично от вас, что бы вы предложили?

— Назвать улицу его именем.

— Ту, где он жил в Москве?

— Да, наверное. Или в Переделкине, где все улицы носят имена писателей, но пару-тройку из них хорошо бы переименовать.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Центром фестиваля станет город КалининградАНО «ОМ», по словам организаторов, позволит в полной мере реализовать проект морского фестиваля «Открытое море» и достичь его главных целей - привлечь молодых
подробнее...

Поскольку час смерти Дома кино приближается, в нем поспешили отключить отопление, не думая о зрителях. Все фестивальные дни люди сидели в верхней одежде, не расходились после показа, обсуждали с
подробнее...

Например, семейство Виторганов пришло посмотреть фильм о новогоднем чуде. Эммануил Гедеонович появился с супругой Ириной и двумя дочками: 5-летней Кларой и 6-летней Этель. Присутствующие, конечно же,
подробнее...

Замдиректора театра Юрий Симонов, ответственный за Симоновскую сцену, принял решение не отменять спектакль и предложил режиссеру Аскару Галимову самому выйти на площадку в роли Кушака. Время на
подробнее...

Фильм «Зита и Гита» о сестрах-близнецах, разлученных в раннем детстве, стал хитом советского проката в середине 1970-х (его посмотрели более 55 миллионов человек). Индийский продюсер и режиссер Нила
подробнее...

Для российских журналистов это непривычно, и подъем на 15-й этаж превратился в квест. Кое-кому потребовалось полчаса на такое восхождение. Как пошутили участники церемонии из Якутии, проще долететь с
подробнее...

С «Дома С Нормальными Явлениями»,своего первого большого релиза, Адиль Жалелов, более известный как Скриптонит,старается превратить хип-хоп в большое музыкальное приключение. Артист стремится выжать
подробнее...

Но сначала «Комбинация» — что это? Девичья поп-группа, скажете вы — и не ошибетесь. Только вот вам двойной смысл, даже двойная мораль: комбинация может быть у игроков и у шулеров одновременно, а может
подробнее...

DJ Alfredo, который оказал значительное влияние на превращение Ибицы в мировой центр культуры танцевальной музыки, скончался на 72-м году жизни от последствий перенесенного ранее инсульта, пишет The
подробнее...

Бросок кобрыСреди советской классики не найдется, пожалуй, и десятка художественных лент, где «играли» бы питоны, удавы, гадюки и прочие ужи.Наиболее насыщенный ситуациями с такими «живыми канатами»
подробнее...

Вместе с хрестоматийными героями мы оказываемся в нынешней Франции, но при этом чувствуем себя в России. Предвосхищая премьеру, Евгений Писарев заинтриговал трактовкой: Тартюф станет перевернутым
подробнее...

Недавно назначенный на пост директора Государственного музея Л.Н. Толстого праправнук писателя Владимир Ильич Толстой на один день стал "экскурсоводом". 27 декабря он согласился водить по
подробнее...

На сцене — большой симфонический оркестр. Музыканты и дирижер во фраках, ничто не выдает принадлежность коллектива к силовому ведомству. Впрочем, силу оркестр показал недюжинную: непростая,
подробнее...

На самом деле ГМИРЛИ в проекте «Мальчики» и другие рождественские истории А.П.Чехова» очерчивает более широкий круг: здесь и «Каштанка», и «Ванька», пишущий письмо на деревню дедушке не когда-нибудь,
подробнее...

Смешно шутить не запретишьВ шоу «Звезды» всенародные любимцы примерили на себя роль комиков и изрядно повеселили зрителей и жюри. По итогам первого сезона победителем стал актер и юморист Денис
подробнее...

В Музее «Собрание» создали атмосферу праздника в винтажном стиле — выставка «Почерк времени» рассказывает об эпистолярной культуре Серебряного века. Мы и сейчас любим процесс подготовки к Новому году
подробнее...

Замены фильму не появилось за все эти годы, хотя попытки предпринимались. В 2017 году вышла  «Ирония судьбы. Продолжение» Тимура Бекмамбетова, где была задействована новая генерация актеров. В
подробнее...

«На сегодняшний день достоверной информации о состоянии музея нет, - подчеркнул Желтяков, - Как только будут созданы условия для возможности посещения малой родины композитора, будет сформирована
подробнее...