«Большая Евразия» - теперь это не просто фигура речь. Термин прочно вошел в лексикон и используется экспертами, чтобы описать уникальное по масштабам и разнообразию пространство сотрудничества суверенных государств, в рамках которого развиваются новые формы институционального взаимодействия. Одна из них - Шанхайская организация сотрудничества.
3–4 июля члены ШОС собирались в 24 раз - переговорной площадкой стала Астана. В столицу Казахстана съехались участники из России, Индии, Ирана, Китая, Киргизии, Пакистана, Таджикистана, Узбекистана и Белоруссии. Помимо представителей восьми постоянно входящих в объединение государств, в мероприятии поучаствовали лидеры стран-наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС. На полях саммита прошли серия двусторонних переговоров, а также заседания в узком и расширенном формате. Лидеры обсудили новую систему глобальной безопасности, переход на национальные валюты в международных расчетах и расширение ШОС. По итогам были подписаны десятки соглашений о сотрудничестве в сферах энергетики, торговли и безопасности.
«Было принято 25 документов, наиболее программным и обобщающим из которых является «Астанинская декларация». Если в целом говорить об итогах этого саммита, то важным было принятие инициативы «О мировом единстве, за справедливый мир, согласие и развитие», была продемонстрирована совместная приверженность достижения справедливого и многополярного миропорядка, очередной раз было сказано о роли для ШОС Центральной Азии, которая является ядром ШОС», - заявил в беседе с редакцией ведущий научный сотрудник Центра евроазиатских исследований Дмитрий Малышев.