Российский гроссмейстер Владимир Крамник, 14-й чемпион мира по шахматам, заявил о намерении подать официальную апелляцию в ФИДЕ с требованием ужесточить наказание для другого гроссмейстера, Кирилла Шевченко, который был пойман на обмане и использовании подсказок во время турниров, признал свою вину, но отделался, по мнению Крамника, с которым согласен Эндрю Хоуи, председатель Комиссии ФИДЕ по честной игре, слишком мягким наказанием.
История, которая постепенно превращается в один из самых громких скандалов в мировых шахматах после наказания норвежца Магнуса Карлсена за джинсы, началась во вторник, 8 октября 2024 года.
В тот день состоялся очередной «Титульный вторник», еженедельный призовой турнир на платформе Chess.com, в котором могут участвовать только шахматисты с международными званиями и который проходит в 11 туров по швейцарской системе с контролем 3+1 (блиц).
Победу 8 октября праздновал румынский гроссмейстер Кирилл Шевченко. Этот факт вызвал удивление у российского гроссмейстера, 14-го чемпиона мира Владимира Крамника, который начал подозревать Шевченко в мошенничестве, поскольку на чемпионате мира по рапиду и блицу в 2023 году в Самарканде Шевченко занял в рапиде 69-е место.
Опасения Крамника по поводу нечестной игры Шевченко подтвердились менее чем через неделю. На командном чемпионате в Испании этот шахматист был пойман в туалете, куда он регулярно наведывался во время партии против Вальехо Понса и где в одной из кабинок был обнаружен телефон с запиской: «Не трогать! Этот телефон оставили здесь, чтобы владелец мог ответить ночью».
Припертый к стене туалета горе-гроссмейстер вначале все отрицал, но ему все равно присудили два технических поражения, так как доказательства были более чем убедительными. 15 ноября 2024 года Шевченко все же признал свою вину в мошенничестве. И против него было открыто дисциплинарное расследование, которое проводила уже Комиссия по честной игре Международной шахматной федерации (ФИДЕ). А дальше началось самое интересное.
* * *
На сайте ФИДЕ 26 марта 2025 года был опубликован весьма примечательный документ под заголовком «Решение Палаты по этике и дисциплине по инциденту с участием гроссмейстера Кирилла Шевченко», из которого следовало, что в результате полугодового разбирательства вина румынского шахматиста была полностью доказана. И он получил трехлетнюю дисквалификацию с сохранением титула гроссмейстера и фактическим сроком наказания в два года (третий год — условно).
Причиной для такого решения среди прочего стало то, что Шевченко:
— полностью сотрудничал со следствием;
— своевременно признал свою вину;
— у него не было дисциплинарных взысканий;
— на момент совершения правонарушения ему было 22 года;
— его психическое состояние было подорвано, поскольку ему угрожали смертью;
— он неоднократно демонстрировал раскаяние (даже интересно, как именно?);
— попытка мошенничества не была полностью реализована.
Что еще более интересно, согласно этому сообщению, «по мнению профессора Регана, не было выявлено существенных статистических отклонений в результатах игрока во время этого турнира по сравнению с его обычными рейтинговыми показателями». Хотя на том испанском чемпионате соперники Шевченко, Понс и египетский шахматист Амин, утверждали, что после походов в туалет их визави делал несколько более сильных, чем обычно, ходов, а потом снова убегал «по нужде». Тем не менее, приняв во внимание «смягчающие обстоятельства» (что довольно комично звучит в связи с туалетной темой этого расследования. — Ред.), наказание было, как вы видите, не самым суровым.
Еще более примечательно, что Комиссия по честной игре ФИДЕ с таким решением не согласилась, о чем также говорится на сайте организации. «Любое наказание за нарушение честной игры должно служить сильным сдерживающим фактором, укрепляя позицию ФИДЕ о нулевой терпимости к мошенничеству. Это решение кажется слишком мягким и не в полной мере отражает нашу приверженность честности в шахматах. Мы внимательно рассмотрим этот вопрос и решим, следует ли подавать апелляцию в установленный срок», — заявил Эндрю Хоуи, председатель Комиссии ФИДЕ по честной игре.