Новому президенту МОК помимо решения «российско-белорусского вопроса» предстоит еще найти и новых спонсоров. Уходящий в середине марта нынешний руководитель комитета Томас Бах своими политическими инициативами распугал крупнейших партнеров, не желающих более участвовать в олимпийских скандалах.
Итоги летней парижской Олимпиады оказались удручающими для казны Международного олимпийского комитета. Не потому, что его руководство тратило огромные суммы на пятизвездочные отели и вечеринки в мишленовских ресторанах Города света. О чем подробно рассказывали западным СМИ волонтеры, которых не только плохо кормили на парижских играх, но и заставляли прислуживать спортивным функционерам, причем бесплатно. А потому что эта, 33-я по счету, Олимпиада оказалась самой скандальной в истории. Самое интересное, что об этом пишут не российские или белорусские газеты и новостные агентства, иначе можно было бы говорить (чисто теоретически) о некоей предвзятости. Совсем нет — подобными обвинительными материалами и разоблачениями, появляющимися с завидной регулярностью, полны европейские и североамериканские издания. О чем «МК» уже неоднократно писал.
Поэтому неудивительно, что еще в сентябре 2024 года, через месяц после завершения парижских игр, сразу несколько крупнейших международных корпораций приняли решение прекратить спонсорское сотрудничество с МОК — большие деньги скандалов не любят.
Впрочем, большие — не совсем верно. Огромные. Около 3 миллиардов долларов. Олимпийский комитет лишился поддержки Panasonic Holdings, которая 10 сентября 2024 года прервала свое сотрудничество с МОК, длившееся 37 лет и заключавшееся не только в деньгах, но и в поддержке Игр своими технологиями, продукцией и услугами. Также ушла компания Bridgestone. А Toyota Motor не просто ушла — хлопнула дверью на весь мир. Председатель правления крупнейшего в мире автопроизводителя Акио Тойода в конце сентября 2024 года в своем интервью японскому агентству Kyodo прямо заявил, что он больше не верит в то, что МОК ставит спортсменов на первое место, потому что в его глазах Олимпиада потеряла свою суть — игры становятся все более политическими.
После таких обвинений Баху впору было делать сэппуку. Что формально и произошло — 20 марта 2025 года в греческом Коста-Наварино выберут нового руководителя олимпийского движения. Помимо «российско-белорусского вопроса» семерым кандидатам на этот пост пришлось рассказывать 110 членам МОК, как они выйдут из финансового штопора.
Где деньги, Коу?
Формально у МОК все хорошо. Его представители говорят, что на новый олимпийский цикл 2025–2028 годов уже есть 7,3 млрд долларов дохода, а до 2032 года прогнозируются еще 6,2 млрд. Осталось только понять, где найти почти половину от этой суммы.
Как пишут западные СМИ, «в атмосфере абсолютной секретности, без камер, микрофонов, мобильных телефонов, на 143-й внеочередной сессии Олимпийского комитета кандидаты на пост президента излагали свои стратегии». Претенденты представляли свое видение будущего олимпийского движения избранной аудитории, состоящей из королевских особ, бывших глав государств и влиятельным деятелям мирового спорта. Пытаясь убедить их, что именно он может найти правильный баланс между олимпийскими традициями и требованиями мирового рынка. Как признался агентству Reuters представитель одной из международных спортивных федераций на условиях анонимности, «на этих президентских выборах каждый голосует в своих интересах. Все сводится к деньгам — какую долю олимпийских доходов получит тот или иной вид спорта в лице своей международной федерации».
90% доходов МОК реинвестируется в спорт и распределяется между международными федерациями, национальными олимпийскими комитетами и спортсменами. Однако сам процесс распределения остается предметом споров. В отличие от легкой атлетики, гимнастики и плавания более мелкие федерации почти полностью зависят от финансов МОК.
В связи с этим, вероятно, четыре кандидата, возглавляющие международные спортивные федерации, имеют более высокие шансы на победу. Это глава Международной ассоциации легкоатлетических федераций (World Athletics) Себастьян Коу, президент Международной федерации гимнастики (FIG) Моринари Ватанабэ, глава Международного союза велосипедистов (UCI) Давид Лапартьян, глава Международной федерации лыжного спорта и сноуборда (FIS) Йохан Элиаш. Достаточно неплохие в финансовом плане перспективы у принца Иордании Фейсала Аль-Хусейна. А вот про вице-президента МОК Хуана Антонио Самаранча-младшего и представительницу исполкома МОК Кирсти Ковентри можно сказать словами Попандопуло: «У пана атамана нема золотого запасу». Поэтому им приходится импровизировать.
Министр спорта Зимбабве Ковентри в своем выступлении предложила «фундаментально пересмотреть спонсорскую структуру» — обратить взор на «глобальный Юг» — Африку. Но это не лучший вариант, что доказал финансовый провал чемпионата мира по футболу 2010 года в ЮАР. Хотя идеи провести Олимпиаду на Африканском континенте сейчас обсуждаются в МОК.
У Себастьяна Коу другой рецепт — осваивать азиатский рынок, обладающий высоким потенциалом экономического роста. И еще — передел власти в МОК: сейчас, согласно Олимпийской хартии, президент Олимпийского комитета формирует две комиссии (по летним и зимним Играм), которые изучают заявки стран и наиболее подходящие из них предают на выбор конгресса МОК. Коу выступает за более активное участие всех членов комитета в ключевых процессах принятия решений, особенно выбора города — организатора Олимпиады. Шутки шутками, но ведь это типичная модель поведения английского лорда (которым Коу и является. — Ред.) минимум последние двести лет — поискать денег в Азии и устроить передел власти в Европе. По мнению западных СМИ, Коу — главный фаворит. Путь и на один срок — сейчас ему уже 68 лет.
Глядя в телевизор
Помимо спонсорских контрактов еще одним важнейшим источником доходов МОК является продажа телеправ на показ Игр. До 2032 года они (начиная с 1984 года) принадлежат американской телекомпании NBC.
Но медиаландшафт меняется. И Хуан Антонио Самаранч-младший предлагает медиаправа «модернизировать» — разрешить спортсменам делиться кадрами своих выступлений в социальных сетях: «Это поддержит интерес аудитории и привлечет новых поклонников». Но, скорее всего, это тоже опосредованная борьба за голоса избирателей — если спортсмены смогут в своих соцсетях размещать видеоролики, то и своих спонсоров они тоже смогут туда вставлять. А значит, доходы олимпийцев вырастут. Вот только вряд ли это устроит как NBC, так и будущего основного вещателя Игр.
Моринари Ватанабэ, президент Международной федерации гимнастики, безусловно, может стать звездой социальных сетей, продолжая фонтанировать идеями. После предложения проводить Игры на пяти континентах одновременно новой идеей стало переименование МОК во Всемирную спортивную организацию (ВСО). Которая будет не только управлять Олимпиадой, но и «вносить вклад в развитие общества в гораздо большем масштабе».
● ● ●
Выборы президента МОК действительно своего рода торг. Хотя миллиардер-бизнесмен и горнолыжный магнат Йохан Элиаш уверяет всех, что «это не конкурс популярности». Не стоит забывать, что место проведения Олимпиады 2036 года все еще не определено, заявки от Индии, Южной Африки и Индонезии находятся в стадии обсуждения. Так что вопрос размера «золотого запаса пана-атамана Грициана Таврического» как никогда актуален для МОК.