Зимние виды заморозили санкции для спортсменов России дружно. Но сначала допуск к сезону в нейтральном статусе начали выдавать в ски-альпинизме, потом о потенциальном допуске к Олимпийским играм (не к сезону) заявил ISU. Теперь о чем-то сигнализирует Международная федерация лыжного спорта и сноуборда. Вернее, пока только ее президент. Правда, сигнал пока туманный. Или лукавый.
Президент Международной федерации лыжного спорта и сноуборда Йохан Элиаш вдруг заговорил о нейтральном статусе для России и Белоруссии. Типа – какой он все же полезный в нынешней ситуации и как хорошо проявил себя на Олимпийских играх в Париже. (Без гимна, флага, с критериями для допуска – это все боссу нравится.)
Да и спортсмены двух названных стран – обычные люди, к чему же им лишние страдания? И не должны они – нет, даже «не могут» отвечать за «деятельность своих правительств». Ну, те, конечно, люди, что не связаны с силовыми структурами. «Спортсмены не несут ответственности за то, где они родились, и их нельзя ставить в затруднительное положение».
Просто душка этот Элиаш? Богач, бизнесмен, руководивший ведущей мировой компанией производителем спортивного инвентаря. Три с лишним года рулит FIS, которая сразу и жестко убрала российских спортсменов со всех стартов и на все запросы отвечала: подтверждаем отстранение «до надлежащего уведомления». Последний раз сделала это в январе. Швед, который живет в Великобритании, ее и представляет в МОК.
Еще – решил стать президентом МОК. И выдвинул свою кандидатуру в достаточно атакующем стиле. Летом стал членом МОК. А Томас Бах вдруг быстро заявил – ухожу, коллеги, кресло освобождаю. Тут же шведский британец (или наоборот) и выдвинулся в президенты МОК.
А выборы – уже в марте. Каждое набранное очко, как и каждое слово – в строку. И говорить ведь надо то, что МОК прописал. По крайней мере, перед выборами, дальше-то – как пойдет. Но с плеча рубить нельзя. Потому и кивает на МОК: молодец, мол, какой, все правильно сделал в Париже-2024. Вот и говорит, что найденная форма критериев для нейтральных атлетов (а по факту – допуск единиц) – прелесть что такое. «Это очень хорошо сработало с белорусскими и российскими спортсменами». И вообще – важно сохранять нейтралитет в этих вопросах.
Логика, конечно, затейливая. Нейтралитет «в этих вопросах» понимается не как равные права для всех, а как придумка эксклюзивных для России и Белоруссии критериев, направленных на чистку спортивных рядов по политическим мотивам.
Слова руководителя огромной организации, конечно, прозвучали в информационном пространстве громко, но Элиаш уже что-то подобное говорил. Два года назад, например, утверждал: если спорт политизируется, это может стать концом спорта, каким мы его знаем. А основные ценности МОК основаны на том, что «спорт не должен быть политизированным, а должен существовать ради спортсменов и ради мира». И очень важно эти ценности защищать.
Только на санкциях это никак не отразилось: «дальнейшее уведомление» так и не прозвучало. Да вопрос особенно, по крайней мере, официально, в головной структуре и не обсуждался. А запрет на выступления от FIS распространяется сразу на несколько видов спорта. Это лыжные гонки, сноуборд, фристайл, горные лыжи, прыжки с трамплина и лыжное двоеборье. И в этих видах спорта на Олимпийских играх в Пекине была разыграна половина наград: 55 из 109.
Даже если поверить в то, что, как мы любим говорить, «лед тронулся», нужно дождаться официального заявления FIS, а не просто слов ее президента. К тому же – ведущего свою предвыборную кампанию. В совете организации преобладают скандинавы, допуск России для них – не самое любимое занятие, а вот обратный вариант – очень даже всегда интересует.
Реально ли душка для нас президент Международной федерации лыжного спорта и сноуборда Йохан Элиаш? Или решил поработать над имиджем отца родного для многоликой олимпийской семьи, в которой есть и «трудные» дети? Скоро узнаем.