Удивлял и удивляет. Удивит ли после сенсационного заявления еще раз? Йоханнес Бё несколько дней назад заявил, что завязывает с мишенью и лыжами. Но никто не может взять в толк: что случилось-то с лидером мирового биатлона за год до Олимпийских игр? Или бывает и такая раскрутка какой-то интриги – с натуральными слезами перед камерами?
Этап Кубка мира в Рупольдинге ошеломила пресс-конференция, которую объявили внезапно. Ничто не предвещало на ней праздника: неожиданность таких мероприятий – всегда предвестник чего-то не очень оптимистичного. Наших биатлонистов там нет, поэтому гадание, кто попался и на чем, привычные для зарубежных спортсменов намеки в нашу сторону отметало. Да и гадать пришлось не так долго. Потому что сам «виновник» незапланированного открылся миру в обращении. Соцсети – теперь орудие на все случаи жизни.
Йоханнес Бё раскланялся перед родной сборной: «на протяжении 13 лет я являюсь частью лучшей национальной сборной мира». Перед спонсорами: «за мной стоят лучшие в мире спонсоры». Обозначил проблему: последние шесть сезонов он совмещал занятия спортом высшего уровня с семейной жизнью. «Это было удивительно, но и сложно». И сделал заявление: «Теперь я чувствую, что пришло время отдать приоритет семье». Уточнил, что «по плану» должен был выступать еще год, но участие в Олимпиаде требует «еще больших усилий, в том числе и от окружающих». И призвал: «давайте вместе насладимся последними гонками, прежде чем мы завершим их грандиозным финалом в Холменколлене 20 – 23 марта!». То есть финальный этап нынешнего розыгрыша Кубка мира станет для него финалом всей карьеры.
Что это было? Его фото с буквально зареванным лицом будет теперь гордостью оказавшихся на месте в нужный час фотографов. А его слова о внезапном окончании карьеры вызывают непонимание, отторжение, да и – чего уж там, противные подозрения. Но преобладает все же замешательство.
Почему такой уход вызывает столь резкие эмоции? Где искать причины? Йоханнес Бё – спортсмен высочайшего уровня. Он прожжен стремлением к победе, по-другому жить, даже если и захочет, пока не умеет. Пятикратный олимпийский чемпион, 20-кратный чемпион мира, пять раз выигрывал Кубок мира, 88 раз был первым в личных гонках. И он – не сбитый летчик, а самый, что ни на есть, лидер мирового биатлона. Действующий лидер. В этом сезоне трижды был первым и трижды призером. Возглавляет классификацию Кубка мира, 48 очков преимущества над вторым местом.
Ему 31 год. Не уже, а только. Потому что для биатлона этот возраст – просто отличный. И его основной целью давно уже стало приближение, а потом и обгон великого Бьорндалена по количеству личных побед на Кубке мира. До того, чтобы сравняться с Уле Бьорндаленом, осталось 7 побед.
А следующий год – вообще олимпийский. И спортсмен, который явно уже вел подготовку с прицелом на Милан-2026, вдруг отказывается от главного старта четырехлетия?
Наверное, жене Йоханнеса Бе в эти дни совсем не сладко. Возможно, она знает, что стоит за решением супруга, какая история (болезнь, выгорание, нарушение, потрясение) стоит за словами об уходе. А еще ее костерят многие любители биатлона: загрызла мужа его отсутствием дома, доконала. Ну, правда, это те, кто верит в семейную версию.
Не очень понимает ситуацию и Мартен Фуркад, хотя попытался коллегу оправдать. «Это удивительно – казалось, что все предрешено, и он завершит карьеру после Олимпийских игр-2026». Правда, тут же и добавил, что знает о чувствах Бё к семье, поэтому удивлен «гораздо меньше».
Удивлен или нет конкретно Фуркад, к тому же – на словах, или кто-то другой, не так важно. Но абсолютно все считают другое: у Уле Эйнара Бьорндалена восемь золотых олимпийских медалей, как и у норвежских лыжников Марит Бьорген и Бьорна Дэли. И что – пятикратный Йоханнес Бе может отказаться от попытки побить и это достижение? И стать величайшим?