Его не было, но надо было придумать. И придумали. Чемпионат России по прыжкам – теперь неотъемлемая часть нашего фигурного катания. Возможно, в будущем и мирового. Хороший пример тоже ведь заразителен. А за шикарным прыжком Владислава Дикиджи, который вывел «кваксель» в люди, последует на российском льду продолжение. Первый – пошел!
Да, нет предела совершенству. Поэтому каждый год (а турнир прошел уже в третий раз) и нащупывает наше фигурное катание идеальные правила и регламент проведения турнира. Ковыряться в допущенных косяках и возможных судейских играх, может, и азартно, но бестолково. Конечно, мы все – за соревновательную правду. Но хочется верить, что когда-нибудь и правила будут отшлифованы так, что не нарушить, и некоторая заторможенность зрелища (особенно в личном турнире) уйдет.
Но вся большая команда наших фигуристов была хороша. Если и случились в Питере турнирные непонятки, они не перекрыли самой атмосферы состязаний. «Мы все друзья, поддерживаем друг друга», – через одного признавались наши фигуристы и, что самое ценное, действительно делали это.
И то, что в этом сезоне не были допущены к старту «малыши», было все же правильным. Юниоры легкостью и прыжками богаты. В прошлом году четыре из шести медалей получили именно юные. «Большим» ребятам и девчатам можно было отойти в сторону. В этом году Арсений Федотов и Маргарита Базылюк не титулы защищали, а просто выходили на лед, показывая прыжки под объяснения ведущих.
В личном турнире победили: дебютант взрослого сезона Николай Угожаев, Аделия Петросян, ставшая уже второй раз за сезон чемпионкой России, это же сделали Анастасия Мишина и Александр Галлямов. В битве Москвы и Санкт-Петербурга сильнее оказались хозяева льда.
Самой непредсказуемой была победа в соперничестве мужчин. Парни, которые и так весь сезон устраивают трибунам, а заодно и себе, эмоциональные качели, старались вовсю. Но Коля, абсолютно потерявшийся в Омске на главном чемпионате России, в Питере держал себя в руках, да и был, что называется, «в ногах». Если в Омске он трогательно рассказывал, что оказался абсолютно не готов не физически (попробовал после провала в короткой аж пять четверных в произвольной, признал, что все реально), а морально, то настрой воли на прыжковом чемпионате был крутым. Такую крутизну и надо запоминать. (На втором месте оказался Влад Дикиджи, на третьем – Марк Кондратюк.)
Два дня абсолютно все спортсмены бились без компромиссов. Когда команда Москвы довольно сенсационно (всего какие-то балльные крохи) уступила команде Санкт-Петербурга, сил, похоже, не осталось у фигуристов уже и на разговоры. Но Аделия Петросян, капитан москвичей, успела признаться в любви: «Ребята все молодцы, даже не знаю, кто бы еще так боролся до последнего. Это дорогого стоит, горжусь своей командой. Боролись насмерть». Как это выглядело в реальности? «Мы с Марком немного умерли», – призналась Аделия, которая за весь командник даже не расшнуровывала ботинки.
А Марк Кондратюк, наверное, высказал общее мнение двух команд: «Этот турнир – проверка на прочность, чтобы не быть человеком одного прыжка».
Кваксель – на лед!
Кто-кто, а Владислав Дикиджи точно знал, что он окажется на чемпионате по прыжкам под дополнительным пристальным вниманием. Трибун, тренеров, специалистов. Многие уже, конечно, видели в записи исполнение им на тренировке уникального элемента – акселя в четыре с половиной оборота. Санкт-Петербург рассмотрел четверной аксель, которому найдено смешное название кваксель, живьем. Да, не сразу. В личном турнире Влад на него не пошел. Но, когда бились команды, не отказал себе и всем нам в этой красоте.
Шел третий раунд, в котором команды Питера и Москвы соревновались в исполнении четверных элементов. Первая попытка Дикиджи не удалась, но оставить начатое без успешного завершения Владислав не смог. И он все же сделал то, что умеет. Перед трибунами, под их рев.
Да, в зачет самого турнира этот элемент уже не пошел. Но прорыв свершился. И за этот прорыв благодарил потом Влад, представьте себе, свою команду. Говорил, что было забавно, когда перед стартом они все целый час сидели, выстраивая стратегию: кто и в каком раунде будет выступать. Была некоторая проблема, потому что никто не хотел брать на себя ответственность за пятый раунд: «слава богу, мы договорились». И «спасибо команде за то, что разрешили выйти на сольные четверные прыжки, чтобы попробовать четверной аксель».
И еще потом признался Влад: он думал, что капитан Александр Галлямов «убьет» его за то, что рисковал, а риск зачету ничего не принес. Но все же «рад, что получилось исправить третьим элементом» и теперь «просто хочется отлежаться, покайфовать и – всё».
Сам же Галлямов не остался в стороне от комментария: на тренировке, оказывается, он отговаривал Влада от идеи прыгнуть феноменальный элемент, а фигурист был настолько уверен в обратном, что Саша просто пребывал в шоке. Но понимал и другое. «Как отговорить, зачем принижать его потенциал? Влад – красавчик, он его исполнил».
Теперь есть простая и прекрасная констатация факта: Влад Дикиджи – это второй фигурист в мире, чисто исполнивший аксель в четыре с половиной оборота перед трибунами. «Да, мне это приятно», – сказал Владислав. Что сказал первый фигурист «наш» американец Илья Малинин, которому не привыкать к исполнению феноменального прыжка не просто перед трибунами, а в полноценной программе, скоро узнаем.
Владислав же обещал подумать: когда он может вновь продемонстрировать свои возможности, на каком турнире? «Сил на прыжок уходит очень много, и резоннее прыгать вместо него четверной лутц на хорошие бонусы и доскользить программу до конца». А заодно и выдал единомышленника триумфа в «Юбилейном». Это тренер Олег Татауров «сказал прыгать», хотя сам Владислав сомневался, все же есть проблемы с ногой.
…Все в этом мире нанизывается на нитку успеха и цепляется одно к другому не просто так. Дворец «Юбилейный» – родной лед великого тренера, всю жизнь продвигающего многооборотные прыжки Алексея Мишина. Именно на этом льду во многом творится история нашего мужского одиночного. Олег Татауров – ученик Мишина. А его ученик Влад Дикиджи теперь официально открыл окно для новых возможностей фигуристов. Он стал первым, но последователи не заставят себя долго ждать. Фигурное катание России продолжает развитие.