К середине января разговоры о том, кого отправлять на отборочный турнир фигуристов к Играм-2026 после решения ISU о допуске наших спортсменов, остались все теми же. Суть проблемы, конечно, не в том, кого и как выбирать будем из топов. Хотя звучат даже фамилии Трусовой и Валиевой. Ловушка от ISU с разного рода «сюрпризами» заставляет нервничать.
Никто не забыл, что с барского плеча ISU выдал нам для отборочного турнира (теоретический пропуск на Игры) по одной квоте в каждом виде. То есть буквально: фигуристка, фигурист, танцевальный дуэт и пара. И столько же в запасе. Правда, запасные — это лишь для участия в квалификационном турнире, если вдруг случатся с основными спортсменами болезнь или травма. Если замена будет совершена, то и возможность поехать на сами Игры появляется именно у тех, кто выступал в отборе. Потому как путевки, заработанный на квалификационном турнире, окажутся именными.
Самое ключевое — дедлайн для заявки спортсменов на квалификационный турнир: с 1 по 28 февраля 2025 года. И угадать (именно это дурацкое слово), кто именно из фигуристов устроит те проверочные комиссии, через которые предстоит пройти названным фигуристам и которые вправе трактовать весьма размытые критерии, как им угодно, надо именно до конца февраля. Причем, исходя из предложенных правил допуска, запасной фигурист может стать первым номером. (А вот, если что-то случится и с запасным?)
То, что Международный союз конькобежцев решил так ограничить круг возможностей — конечно, совсем не приветственный жест. Когда в спорте такое было и как это вообще возможно: назвать участника не дворового старта, а Олимпийских игр, за год до соревнования? Да еще и подвесить спортсмена на крючок ожидания: а ты, милок, можешь и не удовлетворить комиссии, так что жди и дергайся дальше.
Вообще олимпийские квоты будут разыграны на чемпионате мира в мартовском Бостоне. Наших спортсменов там не будет, об этом в нынешнем январе можно говорить уже со стопроцентной уверенностью. А дополнительная квалификация пройдет в Пекине 17—21 сентября. Попасть в топ-5 этого турнира — а такова задача отбора — совсем не вопрос для наших фигуристов. Потому что уровень старта — не запредельный, это не лучшие силы мира, а те, кто не завоевал путевки как раз через чемпионат мира. Так что квоты получены будут.
Но их получают для того, чтобы бороться за места под олимпийским солнцем. И отсутствие расширенного списка — прекрасная возможность отмены наших лидеров, причем без особых даже объяснений. Ключевые слова будут простыми: нейтральный статус не выдан. Кстати, и полученный статус может быть затем отобран.
Социальные сети, фото, слова, встречи, участие в чем-то и где-то, связи… Проверка предстоит по всем направлениям. Сам спортсмен должен дать ссылку на любую форму выражения, «явную или неявную, которую вы когда-либо делали в любое время, в частности публичные заявления, в том числе сделанные в социальных сетях, в связи с конфликтом в Украине». Причем они должны быть предоставлены, даже если были удалены. И допинговый вопрос прописан отдельно, помимо тестов, проверенных не в России, спортсмен не должен быть никак связан с лицами, отбывающими дисквалификацию за нарушение антидопинговых правил… Не будем эту тему эксплуатировать, но проблема всем известна.
О дельных советах
Когда пришло известие о допуске к отборочному турниру, то Антон Сихарулидзе, исполняющий обязанности президента ФФККР, не скрывал: многое в документах, пришедших из ISU, нужно уточнить, ответственность на ФФККР лежит очень большая, делать поспешные шаги не стоит. Предстоят консультации со всеми, кто «может дать дельный совет», нельзя ошибаться. А поскольку нужно предложить кандидатуры тех спортсменов, к которым не будет вопросов ни по связи с допинговыми историями, ни с политическими заявлениями, то предстоит «задавать вопросы всем заинтересованным лицам, а затем анализировать полученные ответы».
О предполагаемых методах выбора фигуристов руководитель сказал так: «Будем учитывать и результаты завершившегося чемпионата России, и итоги предыдущих турниров, и стабильность спортсменов, и их психологическую устойчивость». Понятно, что это тоже довольно размытая фраза. Но, что тут еще скажешь, когда все может упереться совсем даже не в спортивный принцип отбора.
Пока после чемпионата России явными претендентами (отталкиваемся все же от спортивного принципа) выглядят в роли основных участников отборочного турнира все золотые медалисты. Это: Аделия Петросян, Владислав Дикиджи, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Александра Степанова и Иван Букин. Но в середине февраля пройдет Финал Гран-при России, который снова соберет всех лидеров. Окажет ли он серьезное влияние на выбор? Если и окажет, то затронет все же запасных.
Например, у женщин второй в Омске стала Дарья Садкова. Теперь она должна будет подтвердить, что действительно вышла на новый уровень стабильности. «Мешать» Даше будут и бронзовый призер чемпионата России Алина Горбачева, и Софья Муравьева, которая чуть-чуть не оказалась на пьедестале, и Софья Акатьева, вернувшаяся на лед после длительного отсутствия…
У мужчин на роль запасного — целая группа спортсменов. Евгений Семененко, ставший бронзовым призером, Петр Гуменник, проваливший произвольную программу, Марк Кондратюк, просто вдруг переставший делать то, что умеет, могут предъявить к себе массу претензий после Омска. Но смогут ли себя же и реабилитировать? Пока вопрос. И хотя к Глебу Лутфуллину, ставшему вице-чемпионом в Омске, вопросов как раз нет, но при всем его героическом прокате фигуристу не хватает и компонентности, и опыта.
Анастасия Мишина и Александр Галлямов в Пекине-2022 завоевали личную бронзу в соревнованиях спортивных пар. Именно они, неоднократные чемпионы России, сегодня – главные претенденты на оборочный турнир, далее — Милан. Запасными видятся Александра Бойкова и Дмитрий Козловский. Но Омск, несмотря на официальное вице-чемпионство, по их и нашей нервной системе проехал беспощадным катком. Финал Гран-при в Красноярске или заставит забыть о всех разговорах про психологическую неустойчивость талантливой пары, или усугубит проблему.
Александра Степанова и Иван Букин — лидеры наших танцев. Им и ехать на отборочный турнир. Запасными могут стать Елизавета Худайбердиева с Егором Базиным. Дуэт, который дышал им буквально в затылок, Ирина Хавронина и Девид Нарижный, может вовсе пропустить остаток сезона из-за травмы партнера. У Девида есть проблемы с коленом, возможно, что предстоит операция.
Кого бы ни назвала федерация, проведя консультации, задав кучу вопросов и получив «дельные советы», нашему фигурному катанию сегодня не позавидуешь. На что в итоге нацелены в ISU, составляя такие критерии, и чем закончится утверждение кандидатур, никто не скажет.
Трусова, Валиева, Туктамышева?
Быстро промелькнувшая информация новогодних каникул: ответ на запрос коллег о судьбе бронзовых теперь уже медалей командного турнира, так и не полученных нашими фигуристами. Международный олимпийский комитет планирует передать российским фигуристам медали Игр в Пекине 2022 года, когда появится возможность. Никаких церемоний, передадут медали через Олимпийский комитет России. А возможность должна появиться «с точки зрения логистики».
Понятно, что не заморачиваются они в МОК этим вопросом. Исходя будто бы из тех же вопросов логистики, не были приглашены наши спортсмены и на церемонию в летний Париж-2024, куда приехали американские и японские фигуристы, нынешние обладатели золота и серебра командного турнира.
Обладателями этих наград, как известно, они стали уже по решению судов. В конце июля 2024 года CAS отклонил апелляции ОКР, ФФККР и наших фигуристов по этому вопросу. Правда, в декабре Камила Валиева подала новую апелляцию в Федеральный суд Швейцарии. Спортсменка оспаривает, и это подтверждают в суде, следующие решения Спортивного арбитражного суда: Валиева против Российского антидопингового агентства, Валиева и РУСАДА против Международного союза конькобежцев (ISU), Валиева и РУСАДА против Всемирного антидопингового агентства (WADA).
Никто объяснять нам ничего не собирается со времен самого начала изматывающе шокирующей истории положительной допинг-пробы, поэтому даже предположения, зачем нужны новые разбирательства после, казалось бы, окончательного решения судов, бессмысленны.
Но горячие умы уже попытались связать одно с другим: апелляцию, которая в какой-то и чьей-то теории может вдруг изменить решение о дисквалификации, и отбор на Игры. Квалификация — в сентябре, дисквалификация заканчивается в декабре, вдруг сократят на пару месяцев и, мол, тогда…
Не дают покоя болельщикам и Александра Игнатова (Трусова) с Елизаветой Туктамышевой. Лиза катается в шоу, снимает влоги, комментирует и явно не рвется в пекло страданий, которые устраивает нашим спортсменам ISU. Да и для того, чтобы туда рваться, нужна все же соревновательная готовность.
Саша не вышла в сезон, несмотря на участие в контрольных прокатах. Витиевато отвечала о будущем, не отрицая, что, если будет возможность готовиться к Играм, начнет это делать. Участвует в шоу, недавно появилась информация о медицинских ограничениях в тренировочном процессе. Кто как хочет, тот так это и понимает.
«Вы о чем говорите? С ума сошли, что ли?» — ловко пресек все разговоры об участии в отборе любимых звезд, нынче выпавших из соревновательного гнезда, Алексей Ягудин. Вопрос по существу. Хотя и не оригинален, затейникам из ISU он прилетал и прилетит по праву еще много раз.