И вот уже всеми подсчитано: 1087 дней россияне не побеждали на чемпионатах мира по плаванию! А с 2021 года Мирон Лифинцев стал первым российским пловцом, завоевавшим медаль на чемпионате мира.
Будапешт-2024, короткая вода, второй день чемпионата – сразу два золота, вслед за личной победой Лифинцева успеха добилась и наша команда в комбинированной смешанной эстафета 4 по 50. И это не предел, 27 отечественных пловцов выступают в Венгрии.
Смотрите, сколькими чемпионами мира после эстафеты пополнилась наша сборная: вот имена всех победителей (с учетом утреннего заплыва): Мирон Лифинцев, Кирилл Пригода, Арина Суркова, Дарья Трофимова, Павел Самусенко, Олег Костин, Дарья Клепикова. Это второе золото наших спортсменов на чемпионате мира в смешанной эстафете (буквально через час после личного триумфа Лифинцева) заставило довольствоваться вторым и третьим местами Канаду и США. Помимо золота, наши пловцы установили еще и рекорд Европы.
Мирон Лифинцев стал первым нашим чемпионом в Будапеште и выиграл на 100 метров на спине громко. Россияне 14 лет не побеждали на этой стометровке на чемпионатах мира на короткой воде (бассейн 25 метров). До Мирона в 2010 году стал лучшим Станислав Донец. А Лифинцев еще и установил в Венгрии юниорский рекорд мира на этой дистанции — 48,76 секунды. Предыдущее достижение принадлежало призеру Олимпийских игр Клименту Колесникову (48,90), в чемпионате мира он участия не принимает.
Венгерский пловец Хуберт Кош, чемпион Олимпийских игр в Париже на дистанции вдвое длиннее, он же и чемпион мира на этой же дистанции на длинной воде (он стал на стометровке вторым, поляк Кацпер Стоковский — третьим) уже успел рассказать после заплыва, что не видел Лифинцева на дистанции и не понимал, кто лидирует. Но обещал: позже скажет Мирону, что он крутой, хотя они и не знакомы, поскольку никогда до Будапешта не соревновались.
А мы можем сразу и уточнить: и не могли соревноваться. Чемпионат мира — это первый международный старт Мирона. Теперь мир знает, кто этот парень с трудной для произношения иностранцами фамилией, пусть даже и услышать, что он говорит после победы, никому не довелось. Да, в Будапеште у нашего пловца не взяли традиционное чемпионское интервью после заплыва из-за условий допуска нейтральных спортсменов. Для других победителей в Венгрии это выглядит так: есть специальная микст-зона, в ней чемпиону на камеру задают несколько вопросов. И Лифинцева в эту зону даже отвели. Но ведущий лишь представил пловца, отпустил без вопросов. Дальше Мирон покинул зону, так и не сказав ни слова.
Во время турнира не только нейтральным пловцам, но и их сопровождающим запрещено общаться с журналистами. Запрет Международной федерации плавания распространяется и на национальную федерацию, которая даже на своих ресурсах не может публиковать на момент проведения турнира результаты и пресс-релизы, связанные с нейтральными атлетами.
И все это для того, чтобы никто не постарался связать чемпиона Лифинцева с Россией. Нет, в самой России не запрещено сообщать о результатах нейтральных спортсменов, но национальной федерации этого делать нельзя ни у себя на сайте, ни в социальных сетях. В World Aquatics считают, что такие публикации создадут связь между нейтральными спортсменами и национальной федерацией. Смешно, конечно, да и глуповато, но — такова реальность.
* * *
Ругать или хвалить нам сегодня World Aquatics, которая сначала придумала более зверские правила допуска в нейтральном статусе, чем даже МОК, а после Олимпийских игр пошла на смягчение? Скорее — констатировать изменения, которые поспособствовали нашему возвращению на международные старты. К счастью, международная федерация отказалась от придуманного правила, что на одной дистанции может выступить лишь один пловец из команды нейтралов, в то время как все имеют возможность выставить двоих. К еще большему счастью — и это наше полученное уже золото в Будапеште — нейтральные спортсмены допущены к эстафетам. И представители ЦСКА и «Динамо» — уже не в опале.
Конечно, уколы, как, например, от European Aquatics, которая разместила пост с поздравлениями в адрес призеров 100-метровки, не упомянув чемпиона Лифинцева, еще будут. Но пост был, надо все же отметить, вскоре удален, а Мирон на пьедестале чемпионата мира стоял вместе с призерами. Гимн международной федерации вместо российского он слушал сдержанно, эмоции были не видны. Правда, когда пришло время получить второе золото чемпионата — в смешанной эстафете, Мирон даже позволил себе улыбку.
Впрочем, к своей сдержанности Мирон уже успел приучить. Признает, что всегда держит эмоции внутри, хотя эта черта ему самому в себе и не особенно нравится.
Утверждает, что в бассейне он сосредоточен и настроен на борьбу, а вне плавательной зоны — общительный и коммуникабельный. Соглашается, что одна из черт его характера — не задавать лишние вопросы, для чего и зачем, а умение выполнять задание. И главное, он уверен, что все ограничения — в собственной голове. Если не готов психологически, никакая физическая готовность не поможет показать результат. Потому очень благодарен тандему тренеров Елена Кузнецова и Ольга Байдалова, называет его лучшим в России.
* * *
Мирон все последние внутренние старты каждый раз заставлял о себе говорить. Ему всего 18 лет, правда, до выхода из юниоров осталось всего ничего, до апреля. А в апреле же этого года на чемпионате России он установил юниорский мировой рекорд на 100 м на спине в 50-метровом бассейне. (Преодолел дистанцию за 52,34 секунды, побив юниорский рекорд призера Олимпийских игр Климента Колесникова (52,53 сек) и оставив его на втором месте — 52,80). И очень интересной была личная оценка Мирона того, что он сделал: «Не скажу, что прямо был нацелен на юниорский рекорд мира, но, что получилось, то получилось. А то, что обогнал Климента, как то попрестижнее».
Через несколько месяцев в финале Кубка России в Екатеринбурге он снова обыграл Климента Колесникова на стометровке на спине: 52,52 против 52,64. Правда, и Мирон, и Климент были тогда разозлены секундами. Мирон вообще заявил, что показал «просто ужасное время». И вообще, если сравнивать с мировым уровнем, «это ни о чем». А то, что выиграл золото, так его личные цели «повыше, чем финал Кубка России».
Злость в спорте на себя – это прекрасно. Екатеринбург на первом этапе комбинированной эстафеты 4 по 100 метров все же увидел в исполнении Лифинцева новый юниорский рекорд мира: он пролетел дистанцию за 52,08! Побил уже сам себя, World Aquatics тогда только-только ратифицировала его предыдущее достижение, установленное в апреле.
Мирон, не обладая до сих пор международным опытом, развивался и развивал себя именно на внутренних стартах. Тот Кубок России в июле он сам назовет «огромным скачком в плане опыта». Ведь готов был хорошо, а стометровка не получилась. Потом расскажет, что «перенервничал, это был один из тех редких моментов, когда не справился с эмоциями». Но столь важный и нужный шанс показать себя оставался — эстафета. И в ней он уже «будто взорвался эмоционально и физически». Да так, что жалеть можно было только об одном: Колесников заболел и на старт эстафеты не вышел, а плыли бы они за разные команды — Москву и Питер. Жалел, потому что «внутренний настрой — одно, а присутствие столь великолепного внешнего раздражителя — совсем другое дело».
* * *
Чудны пути, которыми иной раз чемпионы приходят в спорт. Вот и Мирон, который до того, как пошел в школу, жил у бабушки в Черногории, просто любил плавать в море. Правда, как раз на спине. Говорит, вниз боялся смотреть, опасался, что кто-то его в воде «цапнет». Потом, параллельно с первым классом в Выборге, мама отдала сына в плавание в школу «Фаворит». До шестого класса там и плавал, а затем был переезд в Питер. Из-за Мирона, для его плавательного развития. И с 2018 года он начал тренироваться в СШОР «Экран». Попал в группу к тренеру Владимиру Николаевичу Сидорову, не так давно он ушел из жизни, но Мирон считает его своим главным и мудрым наставником.
Сегодня Мирон Лифинцев уже готов даже поделиться советами, которые сформировала плавательная жизнь: надо работать над личным восприятием соперников. Говорит, что никогда не смотрел на тех же звезд Климента Колесникова и Евгения Рылова, как на непобедимых. Просто считает, что у них больше опыта. И был бы такой подход даже довольно нахальным, если бы не подкреплялся результатами.
А в Будапеште Мирон Лифинцев на коронной стометровке плыл красиво. В предварительных заплывах показал третий результат, в полуфинале — второй. И в финале заставил не только олимпийского чемпиона Коша назвать себя крутым. (Жаль, не удалось Павлу Самусенко поддержать успех Мирона, не хватило до третьего места четыре сотые секунды.)
…Да, а «великолепный внешний раздражитель» юного чемпиона мира Климент Колесников сказал просто: «Это было красиво».