Фильмом открытия стал «В списках не значился» Сергея Коротаева по одноименной повести Бориса Васильева. Таким образом отметили 80-летие Победы в Великой Отечественной войне. Повесть была опубликована в 1974 году. Ее предыдущую экранизацию «Я — русский солдат» сделал в 1996-м режиссер Андрей Малюков по сценарию Елены Райской. Теперь некоторые знатоки считают тот фильм едва ли не классикой. А при жизни Малюков редко удостаивался похвалы, хотя и был крепким профессионалом.
На подобные сравнения авторы новой экранизации отвечают, что это разные фильмы, а у современной киноиндустрии гораздо больше возможностей. Они верят в то, что кино способно продлить жизнь литературе, вызвать интерес к лейтенантской прозе в целом. Однако кино все-таки не компьютерная игра, не только перестрелки и аттракцион. Во всяком случае, проза Васильева точно к этому не имеет отношения.
Режиссер Сергей Коротаев до исторического боевика (так его назвали авторы) «В списках не значился» снимал в основном сериалы: «Мосгаз. Формула мести» и «Мосгаз. Катран», «Ловушка», «Мужчина во мне», «Журналюги». Сценарий написал драматург Олег Антонов, ныне завлит «Табакерки». В 1997 году по его же сценарию Владимир Машков снял свой дебютный фильм «Сирота казанская».
События новой картины происходят летом 1941 года. За день до начала войны молодой лейтенант Николай Плужников, которого сыграл выпускник Театральной школы Олега Табакова и актер «Табакерки» Владислав Миллер, прибывает к месту службы в Брест. Он ничего еще толком не умеет, только-только прошел обучение. Он даже не успел вступить в должность, как оказался на передовой. На рассвете 22 июня Брестская крепость подверглась мощному артиллерийскому обстрелу.
Одним из продюсеров картины стал Владимир Машков, сыгравший роль старшины Степана Матвеевича. Любопытно, что в фильме Малюкова она досталась Алексею Булдакову. В титрах значится Театр им. Табакова, поскольку это проект, родившийся в его недрах, и своего рода некий учебный проект.
«Это была моя мечта сделать спектакль, а потом кино, — рассказал Владимир Машков. — Мы искали материал и работали во время нашего отпуска с молодым поколением артистов. Я горд своими ребятами». Но это еще не все. Машков вместе с продюсерами фильма задумал создать свою вселенную, хотя и не Marvel. Ее частью станет спектакль «В списках не значился».
Съемки проходили в Минске и в Брестской крепости, а также в ее декорации в натуральную величину, выстроенной в Подмосковье на территории площадью в 42 тысячи квадратных метров. Крепость и костел — предмет особой гордости авторов. Однако на экране многие сцены производят впечатление компьютерной графики, и в этом зрителя не разубедить никакими объяснениями о грандиозности замысла. Особенно сложными оказались съемки под землей, где укрывались герои и откуда вели бой.
Продюсер Тимур Вайнштейн говорит, что это фильм о превращении молодого человека в мужчину и русского солдата. Наверное, он прав в том, что те, кто младше 50, в основном не знают произведений Васильева и одноименного спектакля в «Ленкоме» с Александром Абдуловым не видели, как и многих других постановок, шедших в театрах страны.
Пока шли съемки, актеры ничем больше не занимались, целиком сосредоточились на картине. То есть созданы были исключительные условия, невероятные для современного кино, с погружением и репетициями. В процессе подготовки группа посмотрела кинохронику и советские фильмы о войне. Две недели актеры жили в лагере, прошли в калужских лесах боевую подготовку, спали в форме и с оружием, научились пользоваться буржуйкой, умывались в роднике.
«Мы репетировали месяц на «Мосфильме». Актеры прошли курс молодого бойца, чтобы почувствовать себя бойцами Красной Армии. Мы специально организовали неожиданную атаку на них», — вспоминает Сергей Коротаев. «У меня в театре актерский спецназ», — говорит с гордостью Машков.
Впечатлен работой и Владислав Миллер: «Это самая сложная роль, с которой я сталкивался. Я очень благодарен руководству… Мы провели большое количество времени втроем с Сергеем Коротаевым и Аленой Мориловой (она сыграла Мирру), закрывшись на «Мосфильме».
Молодой актер специально съездил к своей бабушке в Тверскую область, чтобы поговорить о своем прадеде, Герое Советского Союза, награжденном медалью за захват «языка». Помог Миллеру в подготовке к роли и многие годы идущий в «Табакерке» спектакль «Матросская Тишина». В его возобновленной версии он играет Давида Шварца, роль которого унаследовал от Машкова. Фильм «Я — русский солдат» Малюкова Владислав намеренно смотреть не стал, чтобы быть свободным от заимствований. Выбор исполнителя главной роли не столь очевиден, но в данном случае круг актеров был ограничен пределами одного театра и Театральной школы Табакова.
Алена Морилова, сыгравшая возлюбленную Плужникова, еврейскую девушку-хромоножку, призналась: «Я впервые находилась в лесу среди мужчин и без связи. Там не было ничего, к чему привыкла в жизни. Мы были наедине со своими мыслями. Это было и страшно, и интересно».
Машков считает, что у человека от рождения присутствуют не все чувства. Допустим, чувство прекрасного воспитывается, как и патриотизм. И если абстрактную любовь к родине, по его мнению, можно не прочувствовать, то «поступки твоих бабушки с дедушкой гораздо ближе и ты можешь ими гордиться».
Фантазия завела авторов современного блокбастера далеко, и чувство меры в какой-то момент им изменило. Плужникова в финале изо всех сил пытаются приблизить к образу Христа, но ничего хорошего из этого не получается. До «Восхождения» Ларисы Шепитько, где Борис Плотников смог взять этот рубеж, далеко. Сергей Коротаев избрал, по его собственному определению, язык вспышек войны, вехи, формирующие характер героя. Продюсеры хотели побольше экшена и в этом преуспели. На экране все гремит, летит, музыка не смолкает и нет ни мгновения тишины.