В эпоху, когда фантастическая литература чаще напоминает кулинарный Tik-Tok с волшебными заклинаниями, Светлана Пономарёва выбрала путь научной фантастики. Причём не как уклончивую метафору или лавстори, а как плотную, содержательную ткань с научными гипотезами, древними цивилизациями и вопросами этики, от которых зависит не только судьба героев, но и само определение «быть человеком». Поэтому её фантастика – это и про науку, и про человека, и про чувства.
В XXI веке мы привыкли: фантастика – это битвы в космосе, боты, импланты и супергерои в худи. Но бывают книги, которые используют будущее, чтобы сказать важное о настоящем. И делают это не громко, не навязчиво, а так, что потом долго не отпускают. «Последний корабль» – как раз такая история.
Мир романа выглядит, казалось бы, идеальным. Конец ХХII века, Объединённая Земля, общий язык, бесплатное электричество, выровненный климат, роботы, которые делают всё: от уборки до исполнения Шопена. Глобальная система отслеживает здоровье, настроение, желания и подсовывает нужные развлечения. Работать не обязательно. Рожать тоже. Всё можно заказать. Всё под контролем.
И вдруг молодая упрямая журналистка задаёт неудобный вопрос: что, если ресурсы, из других звёздных систем, убивают людей на генетическом уровне? Вместо ответа её судят и отправляют отбывать наказание на 400 миллионов лет назад в эпоху Девонского периода. Где нет ни одной машины. Ни робота. Ни связи. Но из-за неожиданной поломки Временной корабль (машина времени) доставляет осужденных и экипаж совсем в другое время – в Древний Шумер.
Не «назад в прошлое», а вперёд – к себе
Пономарёва работает на стыке жанров: научпопа, приключенческого романа и библейской мифологии. Её герои не случайные «попаданцы», поскользнувшиеся на арбузной корке и очнувшиеся в прошлом, а осознанные путешественники во времени, не доехавшие до пункта назначения. Удивительно точно передана атмосфера Древнего Шумера: архитектура, одежда, обычаи, хобби, даже язык.
Отдельно стоит сказать о научной составляющей. На страницах книги мы видим придуманный писательницей временной парадокс, уникальное пространственное оружие и интересную гипотезу о происхождении войда Эридана. Но особенно интригует её идея создания машины времени, которая использует квантовый алгоритм на базе кода ДНК.Январь 2016 года. Светлана Пономарева стала лауреатом Большой литературной премии России. Фото из личного архива писательницы
Интересно, что основной конфликт вовсе не между героями и шумерскими рабовладельцами, а между человеком и системой. Мировое Правительство, скрывающее правду, поощряющее лень и развлечения, – карикатурно узнаваемый образ, но вполне правдоподобный в мире, где школьники вместо библиотек получают «рекомендованную подписку». Пономарёва показывает: даже в идеально организованном мире всегда найдётся кто-то, кто задаст вопрос: «А зачем всё это?»
Эта книга о становлении характера, когда в экстремальных ситуациях проявляются качества, скрытые до этого под оболочкой рутинной жизни высокотехнологичной цивилизации.
«Последний корабль» просто просится на экран. Причем не в формате дорогого западного блокбастера, где философия будет вырезана в пользу очередного взрыва, а как российская антиутопия с человеческим лицом. Тут и космос, и драма, и первая любовь, и актуальная тема – контроль информации.
Герои книги проходят путь не столько сквозь время, сколько сквозь себя. Ведь все эти ковчеги, временные петли и шумерские базары всего лишь декорации к одному простому вопросу: «Как остаться настоящим человеком, а не биологической единицей?»
«Последний корабль» – это история о людях, которые делают выбор. А выбор и есть суперсила настоящего фантаста.