За последние несколько лет в стране появилось около тридцати мостов из алюминия — материала, который до недавнего времени в инфраструктурных проектах считался экзотикой. Новый мост, собранный в Санкт-Петербурге для Алтайского края, стал впечатляющим технологическим экспериментом. Почему алюминий может стать важным конструкционным материалом ближайшего будущего, как российские мосты оказались востребованы в Германии и при чем тут МЧС — в интервью «Ленте.ру» рассказал директор по развитию рынков компании «Русал» Евгений Васильев.
«Лента.ру»: Почему для строительства моста в Алтайском крае было принято решение собирать конструкцию на заводе в Санкт-Петербурге и осуществлять ее последующую транспортировку на расстояние почти пять тысяч километров? В чем заключаются преимущества такого подхода?
Евгений Васильев: Это как раз общее преимущество алюминиевых решений для строительства — мостов, фасадов, модулей зданий, вертолетных посадочных площадок. Они максимально собираются на заводах, а на объекте их только монтируют. Например, на Заводе алюминиевых конструкций «СГР» мост разберут на крупные блоки, как конструктор, и отправят несколькими грузовиками в Сибирь, а в Алтайском крае останется его только установить — это займет буквально пару недель.
Новацией данного моста будет применение алюминиевых опорных балок крупного сечения — 400 на 150 миллиметров, балки будут сварными. Все это потребовало нестандартных проектных и инжиниринговых решений, особенно с учетом того, что сварка алюминия в России относительно неразвита.
Стране очень нужны инжиниринговые центры для исследований и разработки технологий сварки
«Русал» даже сам думает о создании такого центра, хотя мы в первую очередь производители первичного алюминия и полуфабрикатов, сваркой занимаются покупатели нашего металла.
Еще одно проектное достижение — значительно снижена металлоемкость при соблюдении высочайших требований к безопасности: мост длиной 50 метров весит всего 21 тонну. Это серьезно снижает стоимость проекта, так как она находится практически в прямой зависимости от количества используемого алюминия. Для государственного заказа это важный фактор.
Какие инженерно-технические новации были реализованы при проектировании и производстве моста? Какие из них можно считать прорывными для российской отрасли мостостроения?
Алюминий для мостостроения является новым, инновационным материалом. Первые алюминиевые мосты появились в мире почти 90 лет назад, но из-за дефицита «крылатого» металла они надолго остались экзотикой.
Поэтому сейчас практически каждый мост в России в чем-то первый, в чем-то уникальный
Первый автодорожный алюминиевый мост в Нижегородской области — гордость нескольких отраслей. Мост «Арфа» рядом с Красноярской филармонией — первый вантовый алюминиевый мост. Мост через дорогу Восточный обвод Тулы — первый с применением гнутых алюминиевых профилей и светопрозрачных конструкций. И так далее.
Евгений Васильев
Фото: «Русал»
С учетом растущего числа проектов в разных регионах, можно ли говорить о формировании устойчивого тренда на применение алюминия в мостовом строительстве? Насколько масштабным стал этот процесс?
Много десятилетий такие мосты в России не строились совсем, а за последние семь-восемь лет построено около 30 объектов, — то есть это выглядит как взрывной рост. Но, учитывая просторы нашей самой большой в мире страны и масштабы инфраструктурных вложений, это, конечно, капля в море. О буме говорить рано.
Интерес к теме большой, в том числе начинают на нее обращать внимание крупнейшие инфраструктурные игроки — Росавтодор, государственная компания «Автодор», РЖД. Но продвигает ее до сих пор небольшая группа энтузиастов от науки и бизнеса под эгидой Алюминиевой ассоциации
Для них это в первую очередь научный вызов, возможность решать новые нетривиальные задачи. И, конечно, понимание общественного блага, которое создают экологичность, долговечность, технологичность алюминия, возможность его переработки. Экономическая выгода же заключается в снижении затрат в 1,5-2,5 раза с учетом стоимости владения мостом на всем жизненном цикле.
Как обстоят дела с использованием алюминия в мостостроении в Китае, который остается мировым лидером по потреблению этого металла? Существуют ли сопоставимые с российскими проекты?
По оценкам китайских коллег, в КНР построено около 150 алюминиевых мостов. Никакой специальной программы — тоже работа энтузиастов, помноженная на размеры экономики. Если учесть, что население Китая в десять раз больше и что алюминия страна потребляет в 40 раз больше, я смело могу утверждать, что наши российские энтузиасты активнее и глаза у них горят ярче. И, конечно, первый в России и Азии автодорожный мост — ничего подобного в Китае нет!
Мост в Нижнем Новгороде
Фото: «Русал»
Правда ли, что российские мостовые конструкции поставлялись в страны Западной Европы после введения санкций? Насколько масштабным оказался интерес иностранных заказчиков к этим решениям?
Правда. Один из крупных российских производителей алюминиевых конструкций поставил в 2023-2024 годах несколько пешеходных мостов землям (муниципалитетам) Германии для парков и общественных пространств.
Немцы хотели заказать еще 50 мостов, но завод был загружен заказами и отказался от немецкого заказа в пользу российских клиентов. С 2017 года российские производители экспортировали в общей сложности около 30 пешеходных мостов
У немцев, кстати, есть что перенять, они развивают такое решение, как временные съемные мосты, и алюминий как конструкционный материал здесь подходит идеально.
Можно ли рассматривать алюминиевые мосты как эффективный инструмент реагирования на чрезвычайные ситуации — в частности, в период паводков и стихийных бедствий?
Да, и не только. В России существуют так называемые переливные мосты, их планово каждый год затапливает в период весенних паводков. Можете представить, что за несколько лет эксплуатации такой мост превращается, по сути, в строительный мусор. Алюминиевый же мост можно демонтировать на время паводка, а затем переустанавливать.
Ну и наводнения: алюминиевые конструкции можно использовать, чтобы быстро сооружать временные мостовые переходы на территориях, пострадавших от стихии. Алюминиевая ассоциация предварительно обсуждает возможность таких проектов с заинтересованными муниципалитетами, по итогам этих консультаций может быть подготовлена информация, справка для МЧС.
Мост в Братске
Фото: «Русал»
Применяются ли алюминиевые решения в столичном строительстве? Есть ли у Москвы планы по более широкому внедрению таких технологий в инфраструктурные проекты?
Департамент строительства Москвы использовал архитектурные ограждения из алюминия при модернизации пешеходного моста, который связывает две части Московского зоопарка через улицу Большая Грузинская. Знаковое место, знаковый объект, акцент сделан на архитектурном облике — использовано четыре километра профилей из алюминиевого сплава общим весом 60 тонн, получился очень красивый мост, его фотографии так и просятся в туристические каталоги.
В целом Москве пока не пришло время массово обновлять или реконструировать надземные пешеходные переходы. Хотя классные алюминиевые решения для таких объектов есть — например, сетчатые светопрозрачные конструкции. Они прекрасно подходят и для пейзажа современного мегаполиса, и в историческую застройку столицы могут органично вписаться.
Планируется ли в ближайшие годы продолжение строительства автомобильных мостов из алюминия? Какие предпосылки для этого существуют с точки зрения нормативной базы и накопленного инженерного опыта?
Уверен, что будут. Пилотному проекту в Нижегородской области предшествовали годы научно-исследовательских работ нескольких институтов и испытаний на динамику, растяжение, огнестойкость.
Этот опыт ляжет в основу для утверждения Минстроем России изменений в свод правил в части автодорожных мостов
Также сейчас на финальную стадию выходит ряд НИОКР, которые упростят применение алюминия в мостах; в частности, создается ГОСТ «Полуфабрикаты алюминиевые для мостостроения».
Каким образом удалось реализовать первый в стране автодорожный алюминиевый мост при отсутствии действующего ГОСТа? Какие нормативные документы использовались при проектировании и согласовании проекта?
Разрабатывали и утверждали в Минстрое России специальные технические условия на проектные решения моста. Это был грандиозный по сложности проект.