Срочные новости раздела
Гравюры Дюрера и Рембрандта показали в Пушкинском музее

Гравюры Дюрера и Рембрандта показали в Пушкинском музее

Вообразить, какой клад таят в себе фонды такого гиганта, как Пушкинский музей, — непростая задача. Каждый раз здесь находят чем удивить своего зрителя. На выставке «Сокровищница графики» не обманули и действительно показали сокровища. Некоторые из них не видели свет почти сто лет!

Экспозиция условно делится на три части. В первом разделе ностальгируют по эпохе Николая Романова — нет, не императора, а одного из величайших отечественных ученых, который с 1923 по 1928 год возглавлял Музей изящных искусств (так раньше назывался Пушкинский). Свою деятельность он начал еще в Румянцевском музее, который на рубеже веков был одним из крупнейших просветительских учреждений империи. В его ведомстве там находились Картинная галерея и Гравюрный кабинет — главное графическое собрание Москвы. Когда в 1924-м Румянцевский расформировали, его коллекцию унаследовал Музей изящных искусств. Ныне это отдел графики ГМИИ. Заслуга Николая Романова, которой здесь по праву гордятся, — создание нового типа музея, где гармонично сочетаются историческое наследие художников с работами современных мастеров.

В этом разделе показывают гравюрные «хиты», которые полюбились публике во времена, когда выставочными проектами занимался Романов, — это были первые экспозиции графики в Москве. Прежде всего, конечно, Альбрехт Дюрер — на выставке представлена гравюра «Искушение лентяя (сон доктора)» и «Авраам и три ангела» Рембрандта Харменса ван Рейна — из названия и по сюжету угадывается Троица, но традиция изображения «Гостеприимства Авраама» у Дюрера совсем другая.

Были и другие любимцы зрителей, например «Прекрасный Нарцисс» Оноре Домье. «Гибель «Ганнибала» британского художника Фрэнка Уильяма Брэнгвина — одна из лучших гравюр художника и та работа, которую особенно отмечали современники Романова, увидевшие ее на выставке сто лет назад. «Ганнибал» — огромный военный корабль, метафора эпохи, символизирующая ее гибель. Знамение времени. Но не гравюрой единой: за историческую часть в этом разделе отвечают каталоги выставок, которые проходили век назад, и другие любопытные исторические документы, связанные с работой музея.

Мостиком между художниками ушедших эпох и теми, кто ближе к нам по времени, является творчество Анны Остроумовой-Лебедевой, которая любила отмечать, что родилась ровно 400 лет спустя после Дюрера и считала себя продолжательницей великих традиций гравюры. Творчество Остроумовой-Лебедевой и других ее отечественных коллег (Елизавета Кругликова, Вадим Фалилеев) открывает второй раздел экспозиции, где показывают наследие русских гравюристов, чьи произведения целенаправленно приобретались в коллекцию Гравюрного кабинета. Художникам начала XX столетия пришлось нелегко — уже была изобретена фотография, которая, как и искусственный интеллект сегодня, казалось, вытесняла изобразительное искусство с подмостков.

Третий раздел — работы британских мастеров. Они здесь неспроста — кульминацией профессиональной деятельности Николая Романова стал крупный обмен произведениями печатной графики между московскими и лондонскими музеями. Николай Ильич Романов тогда тесно сотрудничал с художником Фрэнком Брэнгвином, и в течение 1925 года Музею изящных искусств передали в дар более 600 произведений из Великобритании.

Не просто «сокровищница», а чудесный калейдоскоп, демонстрирующий разнообразие, которым может похвастаться искусство графики — такова эта экспозиция. Вопреки распространенному мнению, что в гравюрах не так много цвета, здесь перед нами яркая палитра не только красок, но и разнообразных сюжетов. Остановиться и рассмотреть стоит хотя бы работу Джона Эдгара Платта «Гигантский шаг», где проявляется интерес художника к жизни обычных людей. Пляж, резвятся дети (кстати, это семейство самого художника) — живость всего происходящего с одной стороны и фантасмагория — с другой. А по соседству — реалистичные, живые «Чибисы», «Выпь» и «Зимородок» — работы Аллена Уильяма Сиби.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...