Срочные новости раздела
Бутман и Добронравов представили в ММДМ новую версию «Пети и волка»

Бутман и Добронравов представили в ММДМ новую версию «Пети и волка»

Симфоническую сказку «Петя и волк» Сергей Прокофьев написал в 1936 году по инициативе Наталии Сац, чтобы в дальнейшем в ее же театре и поставить. Сказку на собственный текст композитор сочинил для того чтобы познакомить детей с тембрами оркестра. Произведение любят использовать преподаватели в детских музыкальных школах — тут Сергей Сергеевич действительно постарался, обеспечив прекрасный методический материал для младшеклассников.

По сюжету пионер Петя, Птичка, Утка и Кошка встречаются утром. Пернатые спорят о том, кто из них на самом деле является птицей, а Кошка пытается поймать хоть кого-то из них. К ним присоединяется ворчливый дедушка Пети, который предупреждает героев о том, что в лесу водится Волк, который тут же и появляется. Герои едва успели спрятаться от зубастого лесного хищника — все, кроме Утки. Но храбрый пионер хитростью ловит волка веревкой за хвост и всех спасает (кроме уже съеденной Утки, конечно). Рассуждение о том, как юному Пете удалось удерживать тяжеленного зверя — опустим, все же это сказка. Но отважный и находчивый пионер справился с хищником и удерживал его до тех пор, пока не появились Охотники. В финале все триумфально провожают Волка в зоопарк, и даже Утка подает голос, крякая из желудка Волка - он так торопился, что проглотил домашнюю птицу целиком.

Надо сказать, что-то не первая джазовая интерпретация прокофьевской сказки — здесь новаторской идеи нет. Но в джазе, как известно, нужно невероятно постараться, чтобы повториться, оттого и интересно. Стоит отдать должное смелости авторов интерпретации: не каждый дерзнет сделать обработку классики. Вспоминается знаменитый советский композитор Сергей Слонимский, который был мастером импровизации. Всякий раз, когда на творческих вечерах публика просила его сымпровизировать на тему Великих, он отвечал: «Ну что вы! Это же Гайдн!» (или Бах, или Моцарт, или….) и принципиально отказывался от предложенной темы. Однако здесь все отнеслись к оригиналу Прокофьева с пиететом и сохранили многие авторские решения, добавив лишь джазового драйва. «Интертрепации» не случилось.

Виктор Добронравов, чтец, перед началом представления попросил нас включить воображения, но в этом не было большой необходимости — его таланта перевоплощения, а также выразительности музыки хватило, чтобы воображение заработало само даже у тех, кто уже давно не верит в сказки.

У Прокофьева каждый персонаж связан с определенным тембром и мелодией — это своеобразное «пособие» по оркестровым тембрам. Здесь авторскую идею сохранили, но снова оджазили — это тоже пособие, но по тембрам джазового оркестра. У Прокофьева Петю изображала струнная группа, здесь же за него отвечала ритм-секция, фортепиано и соло электрогитары. Тембр Птички в обоих случаях изображает флейта. Прокофьевский гобой для Утки здесь заменили сопрано-саксофоном, на котором играл сам Игорь Бутман. За кошачью грацию отвечал альт-саксофон (у Прокофьева — кларнет). Баритон-саксофон озвучивал дедушку (вместо фагота), Волка — тромбон (а не валторны), Охотники — оркестровое tutti. 

Непросто определиться с любимым персонажем сказки, каждый обладал своей фишкой. Но больше всех сочувствия у публики вызвала гибель Утки и ее незавидная судьба в волчьем желудке. Трагический эпизод сказки сопровождался печальным соло электрогитары, что, кстати, тоже прозвучало здорово и не вызвало отторжения в сравнении с оригиналом Прокофьева. Еще один персонаж — дедушка. Оказывается, ворчание может быть очаровательным, что раскрылось благодаря, опять же, тембру.

Как бы к этой версии отнесся сам Сергей Сергеевич, утверждать не возьмемся (хотя сам композитор вряд ли подозревал, что многие отечественные джазмены будут вдохновляться именно его творчеством). А вот реакция публики была показательной. Во-первых, был полный зал взрослых слушателей, несмотря на то, что сказка детская. Хохотали от души и сочувствовали несчастной Уточке, но все неизменно на улыбке. Казалось, что поверили в эту историю. Во-вторых, сама за себя продолжительная овация, которая длилась без малого 5 минут и крики «Бис!», на что Игорь Бутман ответил: «Еще раз, сначала?»

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...