Срочные новости раздела
Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Подушка невротика и одиночки на выставке Марины Звягинцевой

Эту выставку открыли в Международный день сна, который пришелся на Полнолуние. «Ускользающий сон» начинается с двух десятков подушек, которыми завешан весь коридор учебного заведения для дизайнеров. Наталья Скопина показывает изнанку сна – у ее подушки пуховые перья наружу. Другая – «Рваный сон» Виктории Мамоновой – подушка с дырками напоминает мягкую скульптуру Жоана Миро. Следующий «портал» в сны показывает ритм бессознательного – кардиограммой, вышитой черной нитью. Работа Алены Хажиновой поэтично называется «Сон на изломе».

Подушка второкурсницы Анны Снежко с землей внутри - «Рост», из нее пробиваются зеленые побеги. Она напоминает, что человек растет во сне: только в этом состоянии вырабатывается гормон роста — соматотропин. Рядом с ней подушка полностью из сушеной травы – огромный чайный пакетик «Неспящий Улун».

Такими студент Степан Горячев не дает себе провалиться в мир грез, когда готовится к экзаменам. Подушку Анастасии Буковой, из которой струится песок, автор живо комментирует: «Закрывая глаза, мы думаем, что время во сне идет очень медленно, но, отрывая их, понимаем, что оно «высыпалось». Ее подруга Дарья Варламова иллюстрирует способ быстрого засыпания: «Нужно представить, что ты смотришь затылком». Ее подушка светится как большая лампочка Ильича. По словам автора, это затылок, свет из которого символизирует «открывающийся во сне «третий глаз».

Все экспонаты, созданные студентами-дизайнерами 1-3 курсов, – часть партиципаторного проекта Марины Звягинцевой. Принцип «искусства участия» – вовлечённость в процесс создания произведения. В данном случае со-участниками стали 25 студентов, которым был предложен один и тот же материал для превращения его в арт-объект на сновидческую тему. А именно – подушка размером 45 на 45 см. Каждую идею студент иллюстрировал эскизом, который утверждали художница и ректор института дизайна Марина Волынкина. В коридорную тотальную инсталляцию вошли лучшие работы.

«Сон – не бессмыслица, а замаскированное осуществление желания. Согласно теории Фрейда, не осуществлённые желания вытесняются из области сознания и переходят в область бессознательного, где сохраняются», – считают психологи. «Подушечный эпиграф» продолжает живописный проект Марины Звягинцевой о сне в разных его фазах. Своего рода воротами в светлый зал служат вертикально стоящие железные кровати. По полупрозрачной ткани, застилающей койку вместо матраса, написаны названия глав сновидческого проекта – фаза засыпания, фаза медленного (глубокого) сна, фаза быстрого (легкого) сна. Это и названия разделов – и краткий экскурс в структуру сна, физиологически необходимого человеку. Вкупе с функцией «подзарядки» сон играет роль портала в пространство бессознательного.

Пробуждение материализовано в виде кровати, превращенной в гигантский будильник, и картины под названием «Рассвет». А засыпание иллюстрируют живописные работы Марины Звягинцевой в техники биотипии (живопись на воде) за 21 год – с 2004 по 2025 годы. Примерно тогда художница «просыпалась» – выходила за рамки плоскости в объемные инсталляции и за музейные стены с уличными проектами. В 2009-м Марина затеяла проект «Спальный район», который работал по тому же принципу, что и подушечный эксперимент. Она раздала 70 кроватей современным художникам, которые превратили их в арт-объекты, и выставила у забора на входе в парк Кузьминки – «Тележка супермаркета», «Многоэтажка», «Кровать-Мангал», «Кровать-Самолет»... «Спальный район» потом стал многосерийным, разросся в большое исследование спального вопроса с разных сторон. Но каждый раз – все оборачивается по Фрейду. Сон – всегда ребус, как и современное искусство, его нужно разгадывать.

Каждый холст выставки «Ускользающий сон» комментирует профессиональный психолог. Есть здесь работа, которая дала название проекту. «Ускользающий сон» символизирует тип сновидений, которые трудно удержать в памяти, несмотря на их эмоциональную насыщенность. Сон, наполненный энергией и символами, которые трудно выразить словами, часто оставляет в душе ощущение некой незавершённости, а также чувство утерянной важности», – комментирует изображение психолог Яна Галиева.

Картины похожи на магические шары, из которых выплывают образы. Слитые воедино сюрреалистичные головы на фоне средневекового замка – это картина «Сознание и подсознание». Сюжет с руками, обнимающими подушку, называется «Трудности засыпания». В полотне «Полнолуние» время утекает сквозь пальцы. «Ворох воспоминаний» вангоговскими волнами выплескивается из дорожной сумки, внутри которой едет оранжевый автомобиль. В финале вернисажа каждый может погрузиться в сон. Для этого на полу лежит гигантская подушка, с не менее гулливерской маской для сна. Венчает спальное место картина с наглядным примером – это автопортрет художницы, в нежных небесно-голубых и прозрачно-серых тонах.

«Сон меня будоражит давно. Подсознание разговаривает при помощи сна. Психологи просят вести дневник снов, у меня он живописный. Сон – это дверь в подсознание, а с помощью искусства можно расшифровывать сновидения, искусство – тоже проявленное подсознание», – считает Звягинцева. Проявление подсознания Марины написаны либо от бессонницы, либо становятся воспоминанием сна – но в том и другом случае это воспроизведение бессознательного образа. Любопытно, как сюжеты, вокруг которых «ходит» автор уже два десятка лет, спроецировались в работах молодых дизайнеров. Студенты не знали, что будет на самой выставке. Здесь сработало коллективное бессознательное. Так, Анастасия Чванова изобразила одиночество так же как и Марина – в виде рук, крепко обнимающих подушку, а вышивка гипнагонии (промежуточное состояние между бодрствованием и сном) Катерины Шмидт, где мысли обретают гротескные черно-фиолетовые очертания, вторят упомянутой картине «Ускользающий сон».  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...