Срочные новости раздела
Патриарху отечественного пианизма исполнилось 150 лет: собрали интересные факты

Патриарху отечественного пианизма исполнилось 150 лет: собрали интересные факты

Друг Льва Николаевича

Об Александре Борисовиче часто говорят как о человеке, олицетворяющем мудрость. Даже его фамилия — тому подтверждение: в переводе с немецкого Golden Weiser означает «золотая мудрость». У его рассудительности и жизненного опыта была благодатная почва для развития. Александру Борисовичу улыбнулась большая удача в лице Льва Николаевича Толстого. В январе 1896 состоялась их первая встреча, которая привела к близкой дружбе двух великих (и это несмотря на почти 50-летнюю разницу в возрасте!).

«Как музыканту, Л. Н. впервые раскрыл мне великую задачу приближения музыкального искусства к широким массам народа», — пишет Гольденвейзер. И эту задачу он будет воплощать в течение всей жизни, станет одним из ведущих музыкантов-просветителей советского времени.

Великий просветитель

Педагогическая деятельность сыграла огромную роль в судьбе Гольденвейзера. И по сей день он «поет», а точнее, «играет голосами своих детей» — в Московской консерватории он проработал более 50 лет и воспитал огромную плеяду талантливых музыкантов — Гинзбург, Каплан, Кабалевский и многие другие, кто позднее по примеру своего Учителя также передавали свои знания. Более того, знаменитая Центральная музыкальная школа, первый этап образования на творческом пути большинства выдающихся музыкантов, — тоже его заслуга. Именно он инициировал и основал ЦМШ. В 1932 году вместе с ректором консерватории Шацким они сформировали «Особую детскую группу» для музыкально одаренных детей. Позднее в консерватории открылось Детское отделение. А затем группу и Детское отделение преобразовали в ЦМШ, которая сегодня славится своими выпускниками — Владимир Ашкенази, Леонид Коган, Владимир Спиваков, Геннадий Рождественский, Денис Мацуев…

Кстати, и самому Гольденвейзеру довелось побывать ректором консерватории. Причем дважды! Сначала после Гражданской войны, а затем накануне и во время Великой Отечественной — в самые тяжелые для страны времена. Такие испытания успешно проходят лишь люди невероятной силы духа.

Гольденвейзеровский пианизм

Говорят, что преподавать идут, в основном, те, кто не состоялся как исполнитель. Но это в корне неверное суждение, и Гольденвейзер тому подтверждение. Вплоть до 1950-х годов, когда музыканту было уже под 80 лет, он выступал как пианист. Соло, в ансамбле, с оркестром — ему удалось совместно выступить со многими великими музыкантами-современниками. Пабло Казальс, Давид Ойстрах, Леонид Коган — список гигантский. И как любой выдающийся пианист, Александр Борисович обладал своей, особенной манерой исполнения. Большая его заслуга — образцовая исполнительская трактовка произведений Моцарта. Александр Борисович, разумеется, не мог общаться с композитором лично. Но при прослушивании записей Гольденвейзера создается впечатление, что либо играет сам Моцарт, либо человек из его близкого круга общения, знакомый с автором музыки. Иначе как объяснить то глубокое понимание личности композитора — его жизнелюбие и солнечность, нежность, с одной стороны, трагедию, скорбь и глубокую печаль — с другой? Но не Моцартом единым, мастерство пианиста отчасти заключено и в умении быстро переключиться от одной эпохи к другой. Не менее блистательно звучали гольденвейзеровский Бах, Шопен, Скрябин и многие-многие великие классики. 

Под редакцией…

Любопытно, что «сыграть по-Гольденвейзеровски» современный пианист может не только послушав записи его исполнений, но и попросту открыв ноты, где под именем композитора мелким шрифтом значится: «Под редакцией А. Гольденвейзера». Как редактор, Александр Борисович облегчил жизнь музыкантам на долгие годы вперед. Не будем пытаться сосчитать, какое количество произведений, включая музыку венских классиков, Листа, Шумана, Глинки, Бородина и других гениев прошли через редакторскую правку Гольденвейзера. Впрочем, каждый начинающий пианист с фамилией Гольденвейзер знаком хотя бы понаслышке: большинство молодых исполнителей соприкасались с инвенциями Баха и наверняка под редакцией Александра Борисовича, которая, бесспорно, одна из самых убедительных. 

Спаситель музыки

В 14 лет маленький Саша получил от мамы подарок — красивая тетрадь в старинном кожаном переплете, которая стала его дневником. Привычка вести ежедневные записи осталась с музыкантом на всю жизнь. Он вряд ли мог знать, что после смерти его заметки будут ценнейшим свидетельством героизма и отваги людей в тылу во время Великой Отечественной. И сам он тоже проявил стойкость в непростые времена, ведь когда началась война, он был ректором Московской консерватории. Спасать ЦМШ пришлось ему же. Когда в Москве ввели военное положение, все с ужасом ожидали вражеские налеты, в стенах консерватории жизнь шла своим чередом — время такое: выпускные и вступительные экзамены в самом разгаре. Но когда пришло время эвакуироваться, Александр Борисович поспособствовал и здесь. Более того, к нему обращались за помощью самого разного рода в тяжелые военные годы, все же он был человеком авторитетным. И словом, и делом — чем мог, он всегда поддерживал. Гольденвейзеру тогда было 66 лет. Но несмотря на возраст, он был примером мужества и той самой «золотой мудрости».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...