Роман «Сато» имеет любопытную историю. Рагим Джафаров порционно выкладывал его в соцсетях, не имея возможности издать. И тут сработал проверенный временем самиздат: поклонники собрали роман из глав, появившихся в Сети, и они пошли в народ. Позднее уже автору удалось опубликовать свое сочинение на собственные средства. По роману уже сняли мини-сериал. И вот теперь он обрел новую жизнь на театральной сцене.
Казалось, что время малых сцен и подвалов благополучно кануло в прошлое, но зрители вновь заполнили камерные пространства, где актер иногда находится на расстоянии вытянутой руки. Спектакли, идущие один-два часа да еще без антракта, оказались востребованными. Современный зритель словно забегает на ходу, оставив на время свои дела, погружается в другие миры, а потом также стремительно возвращается к привычной жизни. Театр, увы, не ритуал, но иногда его кратковременного заряда бывает достаточно.
На Малой сцене Театра Наций – минимум декораций. Они кажутся небрежными и необязательными. Художник Михаил Гербер ничего особенного не придумал, но именно это и сработало. Обшарпанные и старомодные кресла, диван, торшер, затертый ковер... – вот и вся обстановка квартиры, которая трансформируется в кабинет детского психолога. От них веет бесприютностью и тоской, но они – как полигон для фантазий героев и зрителей.
Молодая и красивая женщина-психолог Даша сидит на авансцене с картонной коробкой в руках, и все, что мы видим за ее спиной, напоминает ту же в разы увеличенную коробку. В пространстве, лишенном тепла и уюта, Филипп Гуревич ведет со зрителем непростой разговор о том, как сложно иногда принять своего ребенка таким, какой он есть, не подавлять его личность, не пытаться подогнать под привычный шаблон ради того, чтобы избежать проблем в социуме.
Встревоженные родители (Надежда Лумпова и Игорь Лизенгевич) обращаются за помощью к детскому психологу. Их пятилетний сын Костик стал агрессивным, вообразил себя контр-адмиралом Сато, командующим карательным корпусом. У него есть личный номер. Он считает себя космическим пришельцем, попавшим в плен на Земле.
Костик не по годам рассудителен и уверен в том, что взрослый, но оказался в теле ребенка, коим не является. И в это вполне можно поверить, наблюдая за ним. С родителями у мальчика контакта нет. С психологом какие-то мосты навести удается. Даша советует Косте вести себя подобно ребенку, по сути, претвориться, тогда что-то наладится.
По мере общения с психологом выяснится, что с родителями мальчика тоже что-то не так, прежде всего с ними, не с их сыном. Сами того не осознавая, они близки к разводу и лихорадочно пытаются понять, что же упустили в воспитании ребенка. Может избыточно кормили брокколи, заставляли надевать колготки? Начинается выяснение, кто виноват.
Маме мальчика надоело быть главной семьи, тащить на себе воз обязанностей. Папа до поры до времени скрывает факт своего пребывания в психиатрической клинике, где он когда-то косил от армии. Тот непростой опыт не прошел даром и становится оправданием мнимой заботы о сыне. На откуп врачам он его ни за что не отдаст. Любят ли родители Кости друг друга – вопрос. Папа находит в соцсетях новую подругу. Она адвокат, и ее профессиональные навыки еще пригодятся в этой истории.
Филипп Гуревич создает мир, где невероятное соседствует с обыденным, а реальные люди кажутся фантомами. К примеру, появление новой избранницы отца утрированно до комичности, но не вызывает сомнений в правдоподобности. Она как мираж, инопланетянка, и совершенно непонятно, зачем ей нужен такой кавалер, как папа Костика.
События развиваются стремительно, и ребенок устраивает бойню в фудкорте, покалечив ножом взрослых людей. Как это возможно? В деталях предстоит разбираться фантастическому старшему лейтенанту, смертельно уставшему к концу рабочего дня. Пора домой, есть планы на вечер, а тут странная история с агрессивным ребенком.
Мальчика сыграла великолепная молодая актриса Вера Енгалычева – выпускница мастерской Юрия Бутусова в ГИТИСе, запомнившаяся по дипломным спектаклям, по Просперо в «Буре» Шекспира. Костика она играет, не впадая в детство, не изображая дитя, работает жестко, точно, скупо. Ее юный герой невыносим и раним. Он взрослый, задиристый, он личность. В красном комбинезоне или в шортах, белой рубашке, берцах он появляется как мистическое существо, но зритель не усомнится в том, что это реальный и даже обычный ребенок.
Психолога Дашу сыграла актриса театра «Сатирикон» Алена Разживина. Ее героиня – тоже одинокое существо, нуждающееся в заботе, со своими травмами, в которых так любят теперь разбираться. Она красавица, умница, но не для всех, а потому пугает очередного ухажера. С ребенком Даша находит общий язык, потому что для нее он – человек, в отличие от его родителей. Но все-таки мальчика надо показать другим специалистам, убедиться в том, что у него нет шизофрении, диссоциативного расстройства. Ребенку это покажется предательством.
Рутина жизни соседствует с выходом в космос, и такое возможно. Галактика создается простыми средствами: достаточно софитов и музыки. А ощущение такое, что мы наконец прорываемся из обыденности к звездам, откуда явился этот странный Сато, если, конечно, готовы принять на веру, что он посланник небес, оказавшийся в хрупком теле ребенка.