Срочные новости раздела
Последний советский аристократ:  не стало народного артиста СССР Олега Стриженова

Последний советский аристократ: не стало народного артиста СССР Олега Стриженова

Поражает, что при таких данных, при всей бешеной популярности с того момента, как он появился на экране в картине «Овод» (1955 год), когда женщины ради него готовы были на всё, фильмография артиста насчитывает не более тридцати картин, а самых известных меньше десятка. И счастье, что он совпал со временем, которому нужны были не только воины-победители, не только опаленные войной мужики, но и романтические герои. Как символ красоты послевоенного мира, надежды, что он будет лучше, справедливее, честнее.

Время ждало героя, и герой пришел — родом из семьи военнослужащего, родившийся в далеком Благовещенске. Мальчик подавал большие надежды в изобразительном искусстве и в сороковых уехал в Москву, где поступил на художественно-бутафорский факультет художественно-технического училища. Уже потом, став актером, он будет продолжать рисовать. Однако судьба готовила к славе не художника, а актера.

Учился в Щуке у прямого ученика Евгения Вахтангова Иосифа Толчанова, который сам был прекрасным характерным актером, но сразу понял амплуа Олега Стриженова — героя, и не ломал его. Его герой был голубоглаз, со светлыми рыжеватыми волосами, словом, хорош собой. Но если бы его внешние данные, данные ему от рождения, не совпали с внутренними, то Стриженов просто бы пополнил ряды красивых ординарных артистов.

Но Стриженов был исключительным. И эта исключительность шла изнутри: какой-то внутренний свет, благородство, порыв, честь читались в его лице. Первая роль — Артур в картине «Овод». И трудно было в 1955 году найти мальчишку, который бы не хотел подражать Артуру, пожертвовавшему своей жизнью ради свободы родины. Высокие идеалы, жертвенность, преданность и честность… Ох, как громко звучали эти слова, но их с экрана произносил невероятной красоты молодой человек, чьи глаза горели огнем и ни на секунду не позволяли усомниться в чистоте его помыслов и честности поступков.

Свой невероятный успех молодой Стриженов закрепил через год в картине «Сорок первый», где сыграл белогвардейского поручика Говоруху-Отрока. А Марютка, классово чуждый ему элемент в исполнении Изольды Извицкой, всё ругала его «рыбьей холерой» и любила его голубые глаза. Но ярость революционного времени не помешала ей произвести выстрел в возлюбленного. Сорок первый по счету.

В его биографии было четыре театра: Русский драматический в Эстонии, Александринский, Театр-студия киноактера и, наконец, Московский художественный театр, который в середине шестидесятых был един и неделим и носил имя писателя Максима Горького. Здесь Стриженов прослужил чуть более десяти лет, здесь сыграл свои лучшие роли — Треплева, Тузенбаха, Глумова.

— Меня только что приняли в труппу МХАТа, я ввелась в «Три сестры» на роль Ирины, а Тузенбаха играл Олег, — рассказывает народная артистка РФ Светлана Коркошко.

— Но Тузенбах у Чехова, как говорят сестры, очень некрасив.

— В том-то и дело, что Олег в жизни не был так красив, как на экране. Рыжеватый, белесый… Тузенбахом он был замечательным. И буквально через несколько месяцев Борис Ливанов начал ставить «Чайку» — это была моя первая дебютная роль во МХАТе. Я — Нина, он — Треплев. Он был на пятнадцать лет старше меня, звезда, от которой все теряли голову. Но ни когда мы репетировали, ни когда играли, этой звездности я не ощущала. Мне с ним было легко.

Он женился на моей любимой подруге Любочке Лифенцовой (мы обе с Украины), поэтому наши отношения были почти родственными. И мой муж Владимир Салюк (актер, режиссер, сценарист) как-то предложил Олегу сыграть роль циника Суслова в «Дачниках». «Я не могу, Володя, пойми, я — герой, мне нельзя», — сказал тогда Олег Володе. Он действительно был герой и очень берег свое реноме.

В его биографии есть кинокомедия «Его звали Роберт», где у него две роли — ученого, разрабатывающего новый тип робота, и самого робота по имени Роберт. Так этот Роберт, постоянно попадавший в истории, при всей их комичности, оставался героем с трагическим финалом. И все это Стриженов блистательно сыграл.

— Как он ощущал себя в театре, ведь славу ему принес именно кинематограф? Театр для него был номером два?

— Конечно, главным в его жизни было кино, а после обоймы его блистательных ролей 50–60-х годов кино у него такого уже не было. Поэтому он не скрывал, что театр не то что номер два, но кино есть кино. Впрочем, это никогда не отражалось на его работах в театре.

Актер МХТ Виктор Кулюхин:

— Когда я учился в школе-студии МХАТ, мы, студентами, участвовали в массовке спектакля «Без вины виноватые». Он шел в филиале театра на улице Москвина, и я был поражен тем, что увидел Олега Александровича в одной большой общей гримерке. Нам-то казалось, что ему как звезде полагается отдельная гримуборная, а тут… Я увидел веселого, жизнерадостного человека, который шутил, был таким простым. И играл он потрясающе Незнамова — мы стояли в кулисе, смотрели на него, открыв рты, — кумир, настоящий герой, а он — вот же, рядом. Я смотрел и думал, что никогда таким не стану, как он. И не стал. Но имел перед глазами такой пример, такой образец.

По воспоминаниям Светланы Коркошко, Олег Стриженов был очень гордым и очень свободным человеком.

— Я помню, как ему в коридорах МХАТа сделала замечание старая актриса Анастасия Платоновна Зуева. Она его спросила: «Почему вы со мной не здороваетесь? Я, между прочим, народная артистка СССР» — «Да я тоже не пальцем деланый», — ответил Олег. Для меня, молодого существа, только что принятого в великий театр, это был шок. Но потом, узнав Олега ближе, поняла, что такой ответ не был наглостью. Просто он был абсолютно свободным, независимым и очень гордым. Сейчас вот читаю в воспоминаниях своих коллег, что люди на «Мосфильме» ходили по стенке, когда он появлялся там. Ну, не знаю… Во МХАТе ничего подобного не было. И никаким он для нас, молодых, не был Олегом Александровичем, а просто Олегом. К тому же театр (во всяком случае, того времени) звездность не поощрял — дело было важнее.

У него было потрясающее чувство юмора, я бы сказала, такое острое. Как-то он сделал на меня шарж: я изображена такой большой, с формами, а в ногах у меня валяется маленький муж — Володя Салюк. Не потому что подкаблучник, а просто всегда имел мальчишеский вид.

Стриженов прекрасно рисовал. Старый мхатовский гример Анатолий Чирков, который гримировал всех корифеев, рассказывал, что Стриженов сам себе придумывал гримы, сам гримировался. А уж какие портреты он рисовал…

Я сейчас, когда пересматриваю с ним фильмы, думаю: «Боже мой, какой артист, какой герой — и лицо, и нутро, такому делать ничего не надо». И знаете, он на удивление умел прекрасно управлять своим лицом: знал все его достоинства и недостатки. Он романтический герой, родившийся в нужное время и воспользовавшийся этим на сто процентов.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...