Срочные новости раздела
Владимир Панков поставил культовую повесть Карена Шахназарова

Владимир Панков поставил культовую повесть Карена Шахназарова

Еще за полчаса до начала в фойе можно было наблюдать не только известные лица (актриса Елена Яковлева, ректор ГИТИСа Григорий Заславский, режиссер Тереза Дурова), но и срез последних событий в мире театра. Сюда пришли артисты «Современника», где Владимир Панков ставил, а теперь еще и «Ленкома», где он будет ставить и руководить. В первых рядах — президент театра Марка Захарова Марк Варшавер, продюсер Валерий Янклович, актеры Иван Агапов и Дмитрий Певцов. Не встречающиеся теперь под крышей «Ленкома», они собрались под крышей маленького театра Панкова.

Зал длинный, узкий, зрители, разместившиеся на четырех рядах, взглядом упираются в серый бетонный забор, составленный из пяти секций, — такой забор можно повсюду встретить в Москве. Эта невзрачная, казалось бы, промышленного назначения декорация (художник Максим Обрезков) окажется легкой и многофункциональной. Секции разъезжаются, разделяя узкое пространство сцены на комнаты, редакционные кабинеты, улицы. Они же становятся экраном, а рифленая поверхность забора с кадрами из советской истории придаст нашей истории нечеткость — было и прошло, вспоминается, но нечетко.

Заборное изображение поддержано изображением телевизионным — один допотопный, но большой телевизор, который в свое время в каждой семье был признаком достатка, транслирует программы передач. В данный момент — программу новостей с сюжетом о… вводе советских войск в Афганистан.

Нет-нет, это лишь фон, а не политический или социальный акцент спектакля с критикой власти. Фон, на котором происходит самое главное — жизнь молодого человека, провалившего экзамены в институт и нисколько по этому поводу не расстраивающегося (в отличие от своей матери) — он и так не знает, что ему делать, чего хочет от этой жизни. Но жизнь настойчиво предъявляет свои претензии, демонстрирует не самые красивые свои стороны. Разные поколения, разные запросы, вызовы, которые надо уметь принимать.

Эти общие слова у Панкова в «Курьере» (к счастью, он не стал менять название повести для спектакля) разложены как по нотам на подробности и детали жизни его героев. Не вообще, а в данный момент — середина 80-х, застой в обществе, еще не озвученный перестроечными лозунгами, витает в воздухе, и поколение, которое начинает взрослую жизнь, это остро чувствует. Отец главного героя — Ивана Мирошникова — так не ко времени уходит из семьи к другой женщине. Драма? Безусловно, только у Панкова драма жизни растворена в самой жизни, а в ней много чего происходит.

И вот это «много чего» режиссер умеет передать как никто. Мастер полифонии в мизансценах, в звуке, на узкой сцене, практически у ног зрителей, выстраивает огромный мир. Этот мир смеется, и плачет, и танцует, и задает вопросы, а не найдя на них ответов, летит сам не зная куда сломя голову. Полифонию сценическую поддерживает музыка — неизменный участник всех постановок Панкова. Музыканты оккупировали балкон, артисты с инструментами перед зрителем. А хиты 70–80-х? И они вплетены в сценическое действие так, что становятся текстом, который Шахназаров не писал.

— Но я хочу быть с тобой… — неуверенно начинает Иван, когда понял, что влюбился в профессорскую дочку Катю, присевшую на подоконник меж двух заборных секций, образовавших окно.

— Я так хочу быть с тобой, — нараспев отвечает Катя, но с интонацией скорее вопросительной, нежели утвердительной. А буквально через минуту: «И я буду с тобой». Таких нахальных диверсий со стороны шлягеров в текст уважаемого гендиректора «Мосфильма» будет немало.

История юного курьера Ивана на сцене из настоящего переброшена в прошлое и в будущее. Как это сделано — вопрос. Ответ — не прибегая к помощи новых технологий. Приключения юного Мирошникова со стороны оценивает пожилой человек с усталым лицом — его альтер эго, только спустя много лет. Переклички временные, звуковые — все это дает объем, будоражит, втягивает, в общем-то, в простую историю под названием жизнь. Каждого по отдельности и всех вместе — вот такой стереоэффект в «Курьере».

Он был бы, конечно, невозможен, если бы сорок человек, занятых в спектакле, не работали как единый механизм, не дышали общим дыханием. И не в статичных сценах, а в динамике. Массовые сцены (хореограф Екатерина Кислова) повторяют рисунок ролей персонажей — не карикатура, а гротеск, и довольно изящный.

И так бы не звучал спектакль, если бы у Панкова не было героя. Он есть — Саша Фокин, выпускник ГИТИСа, который три часа, что идет спектакль, практически не покидает сцену. Он невероятно обаятелен, чего не скажешь об исполнителе в культовом фильме. Заразителен, ироничен, дурашлив, в нем пульсирует энергия, наконец, он музыкален и с честью выдержал марафон и партнерство с опытными артистами. В роли матери две замечательные актрисы (в разных составах) — Наталья Щукина и Светлана Кочеткова, отец — Сергей Юшкевич из «Современника», и из этого же театра Таисия Михалап в роли бабушки Кати. Чудная Катя — Мария Роскошо.

Финал, который приготовил публике Панков, оказался неожиданным. Пронзительная ностальгия, возникающая от встречи Ивана и Кати, которые уже в преклонном возрасте, внезапно оборвется на трагической ноте. Но не трагедией героев, а нашего времени, когда здесь и сейчас, в каких-то пятистах километрах от Москвы, обрывается чья-то жизнь. И советская песня про то, что «должны смеяться дети» композитора Чичкова, открывавшая спектакль, в финале слушается совсем иначе.

После спектакля Карен Георгиевич Шахназаров признался, что шел на театральное воплощение своей давней повести с сомнением, но увиденное его потрясло.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Этот шедевр в Доме Островского имеет давнюю историю: впервые «Без вины виноватые» сыграли через год после написания автором пьесы — в 1884 году, как бенефис актрисы Надежды Никулиной, выступившей в
подробнее...

● ● ●Александра Лукьянова. Губернский театр. Маша Миронова в спектакле «Капитанская дочка».Саша такая маленькая, хрупкая — кажется, что ее театральным ветром унесет со сцены. Но хрустальная хрупкость
подробнее...

Из телевидения он создал американский Бродвей в самом лучшем смысле этого слова. Творил прямо у всех на глазах. Исполнял любую мечту любимых артистов. Вот хотят они спеть, сыграть эту песню, западный
подробнее...

Премьера «Белого лотоса» состоялась в 2021 году, и тогда это был экспериментальный мини-сериал (шесть эпизодов), снятый во время ковидных ограничений. От комедии о жизни богачей на закрытом от
подробнее...

После первого внутреннего прогона и первого показа в соцсетях чуть ли не драка. Мол, «что сделали с Достоевским? Вахтанговский — это пятизвездочный отель, а с таким «Идиотом» останется три звезды». И
подробнее...

— Я сейчас в морском круизе, восстанавливаюсь после нескольких операций. Так что путешествую по Карибским островам, ищу сокровища Джека Воробья, — с иронией заметил Михаил Михайлович в телефонной
подробнее...

Молодежь, конечно, всегда лучше, чем перегруженные жизненным опытом и разными обидами взрослые люди. У молодежи, безусловно, много чего не получается, но энергия, с которой они в данном случае
подробнее...

Конечно, все это похоже на попытки использовать по назначению громкий успех сериала «Слово пацана». И было бы наивно полагать, что сценаристы и продюсеры откажутся от намерения вернуться к теме,
подробнее...

«Ключ на мостовой, или Муж за дверью» выдающийся французский композитор Жак Оффенбах сочинил в 1859 году. Не упустим возможности выразить восхищение этим автором, который еще в XIX веке исхитрился
подробнее...

Да, в моем понимании Будулай Романов — идеал мужчины. Вот на кого хочется быть похожим на самом-то деле. И как его сыграл Михай Волонтир, наш молдавский друг. Да, в жизни, может, он не такой красивый,
подробнее...

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

Хорошо знакомый сюжет фильма «Девчата» сегодня кажется наивным и простым. Но раз он любим многими поколениями уже столько десятилетий, «значит, это кому-нибудь нужно».«На показе была певица Ирина
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...