Срочные новости раздела
Дорога жизни в театр: в «Геликон-опере» прошел концерт в годовщину  освобождения Ленинграда

Дорога жизни в театр: в «Геликон-опере» прошел концерт в годовщину освобождения Ленинграда

В театральном фойе «Геликона» переговариваются две дамы:

— Ну как же тут красиво! Все на высоте!

— Потому что тут всегда праздник!

Да, праздник. Но на этот раз «со слезами на глазах». В день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады здесь представили совершенно особенный концерт. «Геликон» чтит великих певцов — об уважительном отношении театра к Елене Образцовой, Ирине Архиповой и многим другим артистам знают все. Но в этот раз отдали дань памяти героическим коллегам из Петербурга. Концертную программу назвали «Остров радости», посвятив ее беспримерному подвигу артистов Ленинградского театра музыкальной комедии в годы блокады Ленинграда. Его историю рассказал ведущий Сергей Майоров. А концертную программу составили хиты оперетты, которые звучали и тогда, в годы блокады, в здании Музкомедии на Итальянской, 13, а затем в Александринском театре, куда труппа была вынуждена переехать, когда их театр-дом разбомбили.

8 сентября 1941 года, когда немцы отрезали Ленинград от страны, при полном аншлаге в театре давали «Летучую мышь». Штраусовский хит заглушал звуки налетов, и здесь, на этом «островке радости», для зрителей продолжался праздник. Причем радости не мешало ничто, даже артобстрел, который начался в антракте. К зрителям вышел администратор и попросил всех встать к стенам. Сорок минут спустя прозвучал отбой, и спектакль продолжился. Сегодня, сидя в зале «Стравинский» «Геликон-оперы», вспоминая о трагической и одновременно героической судьбе театра под тост Орловского из «Летучей мыши» в исполнении Константина Бржинского, закрываешь глаза и пытаешься представить себя на месте тех зрителей, ленинградцев, — по телу мурашки. Как это возможно?..

Этот же вопрос задаем снова: как это возможно, чтобы власти разрешили театру остаться в осажденном городе и продолжать дарить людям радость? Вот так… А для труппы это было величайшей честью. На работу выходили абсолютно все, даже те, кто не был занят в спектакле, — на них ложилась другая ответственная миссия: охранять праздник зрителей, сбрасывая фугасные бомбы с крыши здания.

И снова перед нами веер из хитов: «Летучая мышь» Штрауса — знаменитый терцет «За что, о боже мой!» (Галина Барто, Давид Посулихин, Александра Соколова), «Марица» Кальмана, «Свадьба в Малиновке» Александрова и другие шедевры. Артисты «Геликона» воссоздали ту атмосферу, которая царила на сцене Ленинградского театра музыкальной комедии. Искренняя радость жизни, безграничное счастье освещало нас, зрителей, со сцены — такова работа настоящих артистов: дарить праздник, даже когда, кажется, невозможно улыбаться. А ведь все эти шедевры звучали на сцене и тогда, зимой 1942 года, когда на улице температура была -40, а в зале -8. Зрители оставались в зале в тулупах, а актрисы на сцене в декольтированных платьях обмахивались веером… Да и не могли артисты поступить иначе, ведь даже тогда единственной причиной неявки артиста на спектакль была смерть. Правда, тогда в Ленинграде эта знаменитая фраза звучала совсем иначе.

«В дневнике помрежа были зафиксированы не только время налетов и обстрелов. Встречались и другие записи, — рассказывает Сергей Майоров. — «После первого акта умер артист хора Александр Абрамов. Вечная память». Впрочем, и для зрителей прийти в театр было настоящим подвигом, это тоже была дорога жизни. А в самые тяжелые дни блокады сил на аплодисменты у зрителей не было. После спектакля люди в зале вставали, держась за спинки впереди стоящих кресел, и благодарили артистов глазами.

В страшные блокадные годы театр умудрялся давать еще и премьеры — целых 15 новых спектаклей представили на суд публики в страшнейшие времена! Работали всегда как в последний раз — и в тех условиях это не просто красивая фигура речи. Единственный спектакль, который доигрывали «кое-как», — это «Продавец птиц» Целлера. И было это ровно 81 год назад, 27 января 1944 года, когда прямо посреди спектакля на сцену вышел его режиссер и объявил о разгроме врага под Ленинградом и полном снятии блокады, пригласив всех после спектакля на праздничный салют на площади Островского. Представить себе состояние всего зала и артистов на сцене в тот момент невозможно. Невероятная радость, которая окутала всех: «Пережили!!! Выстояли!!! Победили!!!» После спектакля все, кто был в театре, высыпали на улицу, зрители в тулупах, а артисты — в костюмах, кто в чем… Смеялись, обнимались с прохожими, плакали…

64 сотрудника Музкомедии не дожили до того дня. Им посвящен концерт в «Геликоне». Весь зал встал, а на экране появились имена тех, кто не смог разделить радость ленинградцев 27 января 1944 года. Возле большинства имен были конкретные даты. Многие ушли из жизни в страшном 1942-м (но не только). Где-то подпись была иной: «не пришел на работу 15 января», «погиб на фронте»...

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

После смерти кинорежиссера Сергея Соловьева, основавшего «Дух огня», фестиваль возглавил сербский кинорежиссер Эмир Кустурица. В свой дебютный президентский  год он приехать в Ханты-Мансийск не смог,
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Скромная девушка по имени АннаБыло бы несправедливо сказать, что Сергей Есенин лишь писал стихи и все. Они сам был парень не промах и тоже работал над своим продвижением. Вспомнить только его смелый
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В президентском статусе он лично присутствует в Ханты-Мансийске только во второй раз. И если год назад Кустурица активно раздавал интервью, то теперь жаждущие поговорить с ним получают в основном
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...