Срочные новости раздела
Иван Грозный защищает своего сына

Иван Грозный защищает своего сына

25 мая 2018 года в 20:55, когда залы галереи уже опустели и сотрудники проводили осмотр перед закрытием, в зал, где экспонировалось прославленное полотно Репина, которое часто именуют «Иван Грозный убивает своего сына», ворвался мужчина. Он схватил стойку металлического ограждения, установленного возле картины, разбил на ней стекло и разодрал полотно в трех местах. Шедевр Репина, который уже подвергался варварскому нападению в 1913 году, был отправлен на восстановление. В 2024 году был 180-летний юбилей Ильи Репина, а потому особенно важно было успеть вернуть картину в экспозицию именно в этом году.

Изначально Репин задумывал свое произведение как переосмысление событий 1881 года, когда в результате очередного покушения погиб император Александр II, за чем последовала казнь народовольцев. Художник желал изобразить раскаяние убийцы. Необычную картину приобрел Павел Третьяков, который, естественно, и не предполагал, что произведение со столь трагическим сюжетом ожидает не менее трагическая судьба. Много ли полотен за свою историю переживало аж два нападения? Удивительно, что эзотерики и прочие приверженцы своеобразных теорий не провозгласили картину прóклятой. Первая беда случилась за год до начала Первой мировой войны, когда душевнобольной иконописец Абрам Балашов бросился на картину с ножом и изрезал ее в трех местах; удивительное совпадение — 105 лет спустя картина снова порвана, и снова троекратно! Тогда реставрацией произведения занимался в том числе и сам художник. 

В 1920-е годы настал страшный период в истории нашей страны; не было возможности поддерживать необходимые для произведений климатические условия, что привело к повреждениям. Тогда сделали фотографии и на них специальные пометки оранжевым цветом на местах расслоения красок. Несмотря на восстановительные работы, картина продолжала разрушаться. Но и тогда ее все же сумели спасти. В войну, кстати, тоже — полотно эвакуировали в Новосибирск.

В 2018 году совершена вторая атака. Но не бывает худа без добра: вынужденная реставрация показала необходимость совершенствования реставрационных технологий. Кто знает, если бы на картину напали экоактивисты с супом, в Третьяковке бы, может, и не появилась удивительная мастерская реставраторов с новыми разработками.

Экспозиция «Иван Грозный и сын его Иван. Возвращение», которую открыли в зале размещения спасенной картины, рассказывает историю создания — поиск героев, этюды, наброски, осмысление сюжета, — а также повествует о кругах ада, через которые прошло полотно. Любопытным экспонатом здесь является арт-объект Дианы Мачулиной «Пиетет» — кресло реставратора, которое было специально разработано для спасения «Ивана Грозного…».

Помимо кресла в галерее сделали мастерскую, в которой было важно обеспечить комфортную работу сотрудников, кропотливо восстанавливающих репинский шедевр. В ней появился специальный стол, на котором закрепляется полотно. Он может поднять картину под нужным углом, а также переместить ее по горизонтали и по вертикали. В мастерской два года назад завершили реставрацию «Ивана Грозного…», и с тех пор еще несколько картин побывали здесь. Сегодня реставрационные работы проводятся над «Портретом императрицы Елизаветы Петровны» Ивана Вишнякова.

Картину Репина на сей раз надежно защитили специальной антивандальной капсулой. На наш вопрос о том, кто же все-таки производитель «брони», главный хранитель Третьяковки Татьяна Городкова ответила загадочно: «Капсула соответствует всем требованиям, которые Третьяковская галерея сформулировала в технологиях. Кто ее делал и другие подробности сообщить не могу, но договор заключен с российским поставщиком».

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...