Срочные новости раздела
Райские сады Люси Вороновой представили в музее наивного искусства

Райские сады Люси Вороновой представили в музее наивного искусства

15 декабря прошлого года московская художница Люся Воронова отметила 70-летие. Весь 2024 год ее выставки проходили в разных городах. Она жила и рисовала в 12 странах, создала тысячи портретов. Ее героями, как она сама говорит, можно населить целый город.

Осенью выставка Люси Вороновой «Ирга Ламарка» проходила во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Ее название связано с кустарником или деревом, названный в честь французского натуралиста. Работы Люся всегда связаны с природой, которая в ее воображении становится волшебной. Она, праздник, который всегда с тобой.

Теперь 90 картин художницы можно увидеть в усадьбе XIX века в центре Екатеринбурга, но это не одна кочующая выставка, а оригинальная, составленная из других работ. Они занимают весь второй этаж старинного дома и выглядят празднично в его интерьерах. Ретроспектива охватывает тридцать лет деятельности, вплоть до 2010-х. Это живопись и графика Люси Вороновой из собрания московского мецената Александра Воронина.

«Я – отдельно стоящий художник – Люся Воронова, и я на этом настаиваю. Я и человек такой - сам по себе, самостоятельный, и творчество у меня абсолютно самостоятельное. Я не нуждаюсь в группировках или в какой-то поддержке, я самодостаточная, как отдельная планета» - это строки из ее автобиографии. Они, как и фрагменты из дневников, сопровождают выставку в Екатеринбурге.

Любимый писатель Люси – Гоголь, поэт – Блок. В детстве под Новый год она ходила со своими родителями и бабушкой на «Щелкунчика» в Большой театр и продолжает это делать до сих пор. Папа привозил в дом елку под потолок. Все вместе ее наряжали. С детства Люся привыкла к праздникам и теперь устраивает их для нас.

В дневниках, которые цитируются на стенах прямо под ее работами, есть такие строки: «Меня интересует Человек. Человек, его внутренний мир – это Космос, а он бесконечно разный, люди – бесконечно разные… Космос есть в каждом человеке. Мне интересно узнать его в себе и угадать в других».

«Человек приоткрывает свою занавеску и обнаруживает огромный мир маленького человека. А в нем – и цветы, и птицы, и плоды земли, и дети. Все эти люди со своими судьбами – в моей душе, сопереживаю им и пытаюсь согреть. Поселяю их в Райский сад, где цветут диковинные цветы и никто не плачет».

Астры и люпины, пионы в траве, красные герберы, яблоки, ломти арбуза, свекольная ботва, гроздья винограда, узоры… Женщины на красном с черноплодной рябиной, птицы, натюрморты в лугах, клоуны… Таня в ярко-желтом пончо на фоне веселых лошадок в яблочко, белые-белые руки, как у Панночки.. Все это декоративно и напоминает лубок или расписную шкатулку, сделанную народным умельцем. Свой неповторимый мир художница назвала «люсизмом». Как иначе? Она же – Люся.

Начинается выставка с «темного периода», где люди, узоры – все на черном фона, а потом переходит в светлую фазу, к «оде к радости», начавшейся шесть лет назад. Все зависит от внутреннего состояния.

«Жизнь состоит из моментов, но это все равно цельная жизнь. Как поле земли - все в трещинах, но это цельное поле», - читаем фрагмент дневников и видим рядом желтый потрескавшийся фон с возлежащей богиней. На самом деле она – обычная женщина. А вокруг нее куда-то плывут по красному морю диковинные человечки в крошечных скорлупках. Троица сидит на зеленом листке, напоминающем суденышко. За спинами многих героинь Люси полыхают красные поля, усеянные причудливыми цветами, плещутся сказочные воды.

«Фон – это плетение дней, событий, мыслей… Люди рассказывают мне свои истории, и я свиваю из них поле жизни без конца. Жизнь, люди - бесконечны, бессмертны, Фон рисуется сам собой. Он утешает, сохраняет, оправдывает человека», - сообщит нам Люся. Ее палитра: красный – это Жизнь, синий – Небо, черный – Вечность, охра – много золота. «Все так же, как в иконе, народной культуре и искусстве авангарда», - поясняет автор.

Когда Люся пишет портреты друзей, своих постоянных натурщиц, она с ними разговаривает. Отголоски таких бесед потом возникают в ее работах, определяют фон и характеризуют жизнь конкретного героя. Так рождается психологический портрет. Автопортреты тоже возникают на фоне райских садов, определяющих внутренний мир самой Люси.

Это только кажется, что она - талантливая самоучка из народа. На самом деле Люся Воронова - выпускница художественного факультета Московского технологического института, профессионал, почетный член Российской академии художеств. Ее работы хранятся в Третьяковке, Русском музее, Центре современного искусства, в одном из собраний в Нью-Йорке, в частных коллекциях по всему миру. Но они народные по духу, живые и необузданные, целый мир без границ.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...