Срочные новости раздела
Райские сады Люси Вороновой представили в музее наивного искусства

Райские сады Люси Вороновой представили в музее наивного искусства

15 декабря прошлого года московская художница Люся Воронова отметила 70-летие. Весь 2024 год ее выставки проходили в разных городах. Она жила и рисовала в 12 странах, создала тысячи портретов. Ее героями, как она сама говорит, можно населить целый город.

Осенью выставка Люси Вороновой «Ирга Ламарка» проходила во Всероссийском музее декоративного искусства в Москве. Ее название связано с кустарником или деревом, названный в честь французского натуралиста. Работы Люся всегда связаны с природой, которая в ее воображении становится волшебной. Она, праздник, который всегда с тобой.

Теперь 90 картин художницы можно увидеть в усадьбе XIX века в центре Екатеринбурга, но это не одна кочующая выставка, а оригинальная, составленная из других работ. Они занимают весь второй этаж старинного дома и выглядят празднично в его интерьерах. Ретроспектива охватывает тридцать лет деятельности, вплоть до 2010-х. Это живопись и графика Люси Вороновой из собрания московского мецената Александра Воронина.

«Я – отдельно стоящий художник – Люся Воронова, и я на этом настаиваю. Я и человек такой - сам по себе, самостоятельный, и творчество у меня абсолютно самостоятельное. Я не нуждаюсь в группировках или в какой-то поддержке, я самодостаточная, как отдельная планета» - это строки из ее автобиографии. Они, как и фрагменты из дневников, сопровождают выставку в Екатеринбурге.

Любимый писатель Люси – Гоголь, поэт – Блок. В детстве под Новый год она ходила со своими родителями и бабушкой на «Щелкунчика» в Большой театр и продолжает это делать до сих пор. Папа привозил в дом елку под потолок. Все вместе ее наряжали. С детства Люся привыкла к праздникам и теперь устраивает их для нас.

В дневниках, которые цитируются на стенах прямо под ее работами, есть такие строки: «Меня интересует Человек. Человек, его внутренний мир – это Космос, а он бесконечно разный, люди – бесконечно разные… Космос есть в каждом человеке. Мне интересно узнать его в себе и угадать в других».

«Человек приоткрывает свою занавеску и обнаруживает огромный мир маленького человека. А в нем – и цветы, и птицы, и плоды земли, и дети. Все эти люди со своими судьбами – в моей душе, сопереживаю им и пытаюсь согреть. Поселяю их в Райский сад, где цветут диковинные цветы и никто не плачет».

Астры и люпины, пионы в траве, красные герберы, яблоки, ломти арбуза, свекольная ботва, гроздья винограда, узоры… Женщины на красном с черноплодной рябиной, птицы, натюрморты в лугах, клоуны… Таня в ярко-желтом пончо на фоне веселых лошадок в яблочко, белые-белые руки, как у Панночки.. Все это декоративно и напоминает лубок или расписную шкатулку, сделанную народным умельцем. Свой неповторимый мир художница назвала «люсизмом». Как иначе? Она же – Люся.

Начинается выставка с «темного периода», где люди, узоры – все на черном фона, а потом переходит в светлую фазу, к «оде к радости», начавшейся шесть лет назад. Все зависит от внутреннего состояния.

«Жизнь состоит из моментов, но это все равно цельная жизнь. Как поле земли - все в трещинах, но это цельное поле», - читаем фрагмент дневников и видим рядом желтый потрескавшийся фон с возлежащей богиней. На самом деле она – обычная женщина. А вокруг нее куда-то плывут по красному морю диковинные человечки в крошечных скорлупках. Троица сидит на зеленом листке, напоминающем суденышко. За спинами многих героинь Люси полыхают красные поля, усеянные причудливыми цветами, плещутся сказочные воды.

«Фон – это плетение дней, событий, мыслей… Люди рассказывают мне свои истории, и я свиваю из них поле жизни без конца. Жизнь, люди - бесконечны, бессмертны, Фон рисуется сам собой. Он утешает, сохраняет, оправдывает человека», - сообщит нам Люся. Ее палитра: красный – это Жизнь, синий – Небо, черный – Вечность, охра – много золота. «Все так же, как в иконе, народной культуре и искусстве авангарда», - поясняет автор.

Когда Люся пишет портреты друзей, своих постоянных натурщиц, она с ними разговаривает. Отголоски таких бесед потом возникают в ее работах, определяют фон и характеризуют жизнь конкретного героя. Так рождается психологический портрет. Автопортреты тоже возникают на фоне райских садов, определяющих внутренний мир самой Люси.

Это только кажется, что она - талантливая самоучка из народа. На самом деле Люся Воронова - выпускница художественного факультета Московского технологического института, профессионал, почетный член Российской академии художеств. Ее работы хранятся в Третьяковке, Русском музее, Центре современного искусства, в одном из собраний в Нью-Йорке, в частных коллекциях по всему миру. Но они народные по духу, живые и необузданные, целый мир без границ.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...