Срочные новости раздела
Завершился юбилейный год: Лермонтова лишили места, но дали ему силу

Завершился юбилейный год: Лермонтова лишили места, но дали ему силу

Но литературный календарь на 2025-й оказался настолько насыщенным, что ностальгия развеялась как дым. 230 лет — со дня рождения Рылеева и Грибоедова. 225 лет — Баратынскому. 205 — Афанасию Фету. 155 лет — Бунину (и Куприну), 140 — Велимиру Хлебникову, 145 — Блоку и Андрею Белому. 135 лет — Пастернаку, 130 — Багрицкому и Есенину. 115 лет назад родился Твардовский, 110 — Матусовский, 85 — Иосиф Бродский.

И если бы не исполнялось по 120 лет Василию Гроссману, прозаику и фронтовику, который, кстати, три года жил и трудился в нынешнем Донецке, и Михаилу Шолохову (в молодости работавшему в «Московском комсомольце», тогда называвшемся «Юношеской правдой»), впору было бы Год поэзии в России объявлять.

Но вернемся из будущего в настоящее. Проект «Лермонтов. Места силы» в 2024 году буквально охватил всю страну. Первую часть выставки показали в Пятигорске, вторую — в Тарханах, а заключительную — в Москве. Правда, если «силу» классику в столице дали, то «места» в символическом смысле лишили. Московский Дом-музей Михаила Юрьевича на Малой Молчановке значительными выставочными площадями не располагает, поэтому в ГМИРЛИ приняли соломоново решение: разместить третью часть «музейного сериала» в Доме Ильи Остроухова — географически в паре сотен метров от места, где Лермонтов жил со своей бабушкой Елизаветой Арсеньевой. Там, правда, музейные смотрительницы более «кусачие» и в целом атмосфера немного другая, но настоящей Встрече с Литературой ничего не помещает.

«Важен взгляд на Михаила Лермонтова из Москвы и Петербурга как локаций, где прошла самая напряженная, динамичная и плодотворная часть его жизненного пути» — это я цитирую организаторов выставки, которые в качестве ключа к «лермонтовскому космосу» дали стихотворение «Как часто пестрою толпою окружен». В этом поэтическом тексте слышится усталость поэта от столичных красавиц, светского блеска и суеты, которым он противопоставляет благородную патину «недавней старины».

Если разматывать этот клубок, станет понятен подбор экспонатов, в том числе показанные в первом из залов иллюстрации к драме в стихах «Маскарад» и предоставленная Пушкинским домом «Маскарадная книга», с которой Лермонтов пришел в Московское благородное собрание в 16 лет в костюме астролога. Иллюстрации к «Герою нашего времени» и картина Владимира Бехтеева «Сцена на балу» (к незавершенному роману «Княгиня Лиговская) — из того же набора.

При этом самые ценное, если брать живописный срез, — это два подлинника Михаила Врубеля, иллюстрировавшего поэму «Демон», картины и наброски самого Лермонтова («Курд», «Кавказский пейзаж», «Пейзаж с всадниками», «Эпизод из сражения при Валерике»). И обладающий такой канонической значимостью, что при виде его настоящие ценители должны падать в обморок, «Автопортрет» в кавказской бурке (1837–1838), являющийся самым узнаваемым изображением классика. (С ним по узнаваемости может тягаться разве что помещенный на развороте (фронтисписе) Лермонтовской энциклопедии портрет поэта в ментике лейб-гвардии Гусарского полка кисти К.А.Горбунова.)

А дальше головокружение только усиливается, потому что мы видим принадлежавшие Лермонтову нож для разрезания бумаг и машинку для обрезания перьев, журнал «Атеней» за 1830 год с первой публикацией стихотворения «Весна», подписанного анаграммой L. («Обморок»), оригинал учебного пособия «Латинско-российский лексикон» со списком учеников, №15 — Лермонтов…

На секунду мне показалось, что метрическая книга, на одной из страниц которой четко просматривается текст: «Юрий Петрович Лермонтов, жена его Мария Михайловна, у них сын Михаил», — это не мини-сенсация. Хотя бы потому, что в Государственном музее А.С.Пушкина выставлена метрическая книга церкви Богоявления в Елохове за 1799 год, когда «родился сын Александр. Крещен 8-го дня». Но на Пречистенке речь идет о муляже, а здесь — о ненадолго привезенном из Тарханов, но все же — оригинальном предмете.

Правда, представленные в стеклянной витрине написанные от руки ключевые произведения — «Молитва», «На смерть Пушкина», «Мцыри» и «Демон» (постоянное хранение — Пушкинский дом) — оказались не автографами, как можно было вообразить в самых смелых фантазиях, а читательскими списками, как я понял, первой половины XIX века. Но мы знаем, что подвергать солнечному свету листки бумаги, которых касалась рука поэта (даже если эти листки сшиты в тетради), ни в коем случае нельзя.

Единственный настоящий автограф, обнаруженный мной на выставке, и то по наводке куратора, — письмо двоюродному дяде П.И.Петрову, датированное 1 февраля 1838 года.

Да, это почерк Лермонтова, его сохраненное на столетия прикосновение, его мысль, преобразовавшаяся в борозды на бумаге, заполненные чернилами…

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Думается, какие-то угрозы со стороны недоброжелателей, финансовые проблемы, отмены концертов у Полунина действительно были. Но вот их масштаб, явно, сильно преувеличен… Разумеется не специально. Не
подробнее...

В премьерном спектакле «Далеко-Далеко на Востоке» - все краски Востока и Азии: многослойные халаты с роскошными подкладками играют всеми цветами, высокие головные уборы, украшенные камнями, сверкают в
подробнее...

Факты из истории легендарного спектакля* Вахтанговский знает две сценические версии оперетты Флоримона Эрве «Мадемуазель Нитуш»: первая была поставлена в трудные военные годы - начали репетировать в
подробнее...

Театр «Шостакович Опера Балет» в эти предновогодние дни сделал подарок не только зрителям Самары, где состоялась премьера балета, но и любителям балета и музыки Петра Ильича Чайковского во всем мире –
подробнее...

Отменять и переносить спектакль пятого числа не стали — его сыграют в память об Александре Борисовиче.Как сообщают в пресс-службе Театра Гоголя, скоропостижный уход артиста связан с проблемами с
подробнее...

Ситуация с выходом на экраны кинотеатров фильма «Сердца четырех» сложилась неординарная.Работа над картиной была полностью завершена еще в начале 1941 года. 20 февраля комедии дал «добро»
подробнее...

Элитная злаковая культураНачать можно с главного, - хотя и неодушевленного – действующего лица.Речь пойдет о дамском аксессуаре, из-за которого и закрутились все события в фильме.Соломенная шляпка
подробнее...

Николай Римский-Корсаков: смелость отказаться от привычногоКак и другие «кучкисты» (члены «Могучей кучки» - М. Ч.) Николай Римский-Корсаков по своей основной специальности не был музыкантом. Он
подробнее...

События фильма сосредоточены на периоде между 1961 и 1965 годами, когда произошло преображение Боба Дилана в большую звезду. В хронологическом порядке появляются люди, которые помогали ему на этом
подробнее...

В одной номинации с Юрой Борисовым были представлены:  Киран Калкин с фильмом «Настоящая боль» - он и победил, а также Эдвард Нортон - «Совершенный незнакомец», Гай Пирс – «Бруталист», Джероми Стронг
подробнее...

Премьера альманаха состоялась на главном анимационном фестивале во французском городе Анси, который  называют анимационными Каннами.  Фильм  состоит из  пяти сказочных  и очень неравнозначных  новелл.
подробнее...

Съемки начались в декабре в Подмосковье, а продолжились или еще продолжатся в Карелии, Ленинградской и Липецкой областях,  точнее в историческом поселении Сельга, деревне Мандроги, горном парке
подробнее...

Еду на такси по Чистым прудами в СТД (Союз театральных деятелей), где слушаю  курс по музыкальной критике. Город в огнях  – есть на что посмотреть. Водитель на светофоре   перещелкивает радиостанции.
подробнее...

Возросшая творческая и сценическая активность Доэрти вновь привлекла к нему внимание прессы. После того, как он в 2022 г. написал мемуары, а в 2024-м выпустил откровенный фильм о своей жизни на
подробнее...

Год назад триумфатором «Золотого глобуса» стала драма «Оппенгеймер» об отце атомной бомбы Роберте Оппенгеймере, получившая пять наград. В секции «комедия-мюзикл» тогда победила картина
подробнее...

Леонтьев по традиции работал с балетом и продемонстрировал изумительную форму, двигаясь наравне с своими музыкантами и показывая акробатические трюки. Артист несколько раз сменил костюмы, позволяя
подробнее...

Эту простую и жесткую, как сама жизнь, историю Брусникина начинает с «Вечернего звона». Прям как у Шукшина, где его пел хор рецидивистов в Российской колонии. У Марины Брусникиной его поют все
подробнее...

Как выяснил “МК”, во втором часу дня 66-летний заслуженный работник культуры РФ вышел из своего кабинета и в коридоре упал без сознания. Лежащего на полу человека увидели сотрудники театра и тут же
подробнее...