Срочные новости раздела
Фильмом о «последнем сценаристе» Анатолии Гребневе в Москве открылся фестиваль авторского кино

Фильмом о «последнем сценаристе» Анатолии Гребневе в Москве открылся фестиваль авторского кино

Так было с якутской «Айтой» и «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова, которому выдали временное удостоверение, действительное только в дни фестиваля, и то со скрипом.

В нынешнем конкурсе участвуют восемь картин: «Операция «Холодно» Данила Иванова, «Шаман» Михаила Мерзликина, «ON и Она» Евгения Корчагина, «День недели — любой» Алены Званцовой, «Сумма квадратов катетов» Кита Фрайхайта, «Чувства» Виктории Мокеровой, «Спид Стар» Алексея Амбросьева-младшего. Покажут и «Гирокастру» — режиссерский дебют Юрия Арабова. Жаль, что увидим мы его уже после смерти автора. 

Ведущими церемонии открытия стали Евгений Цыганов и его 19-летняя дочь, которую смело можно назвать взрослой дочерью молодого человека, используя слова замечательного драматурга Виктора Славкина. Год назад Полина Цыганова получила на «Зимнем» приз за лучшую женскую роль.

Фильмом открытия нынешнего года стала документальная картина «Жизнь Анатолия Гребнева», сделанная его внуком Александром Родионовым вместе с Елизаветой Козловой. Он, как и дед и как его безвременно ушедшая мама Елена Гремина, — драматург. А фильм задумал к 100-летию со дня рождения Гребнева, «последнего советского сценариста», как он сам себя называл.

По его сценариям сняты «Дикая собака Динго», «Июльский дождь», «Старые стены», «Дневник директора школы», «Успех», «Частная жизнь», вошедшая в пятерку номинантов «Оскара». Как скажет сын Гребнева — сценарист и режиссер Александр Миндадзе, тогда это ничего не значило у нас. По счастью, удалось найти фрагмент оскаровской церемонии, когда объявили «Частную жизнь» Юлия Райзмана в числе претендентов на премию Американской киноакадемии.

Вместе с Александром Родионовым мы идем по улицам Тбилиси, по маршруту, который прочертила его бабушка и жена Анатолия Борисовича. Там они выросли, объяснились в любви на Воронцовском мосту, а потом вместе прожили 60 лет. Как заметит Миндадзе, внук взял след деда и в какой-то момент им стал.

Отдельная глава фильма о Гребневе посвящена домам творчества. Никогда не понимала, как можно было там писать сценарии, но тут все стало очевидным. По словам Миндадзе, это был ритуал самодисциплины. В небольших номерах без особых удобств весь день стучали машинки. В них временно поселялись люди из коммунальных квартир, чтобы уединиться и написать свои исповеди в форме сценария. Они отсекали себя от привычной жизни, уходили в командировку в самих себя. Все, что там было написано, стало классикой кинематографа. 

Дом творчества в Матвеевском станет последним домом для Анатолия Гребнева. Он выйдет за персиками, а на обратном пути у ворот его собьет машина. В этом было что-то фатальное, тем более что незадолго до смерти он написал в дневниках, что видел свою смерть.

Одна из глав фильма называется «Протокол времени». По сценариям Гребнева можно изучать жизнь, то, как когда-то говорили люди, как они молчали. В картине о нем вспоминают сестра Мира Тарнопольская, которая младше на полгода, внучка Катя Шашалова, тоже ставшая сценаристом и режиссером.

Биография у Гребнева драматическая и удивительная. Отца расстреляли в 1937-м. Юным он пришел домой к Пастернаку со своими стихами, и они были холодно приняты. В фильме использована хроника похорон Пастернака, на которых присутствовал Гребнев. 

Вспоминаю, как Анатолий Борисович говорил о необязательной московской дружбе, когда ты с удовольствием встречаешься с приятелями, а потом надолго расстаешься, чтобы так же радушно встретиться спустя время. Сам он дружил иначе, жил весело. Гости приходили каждый день. Это было после смерти Сталина, когда все вдохнули полной грудью. Жили надеждами, пили коньяк с огнем. Тому свидетель — деревенская женщина, няня Нина Куликова, вырастившая дочку Гребнева — Елену.

Он писал просто и без пафоса, и человеком был сердечным и внимательным. Забыть его невозможно, а слыша голос сына, принимаешь его за голос отца. С годами сходство все очевиднее. В эпилоге Александр Миндадзе назовет отца человеком со своим сейфом внутри. Жил он с печалью, хотя и был оптимистом.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

Не так много осталось с нами великих советских композиторов, еще меньше среди них женщин на отечественном звездном небосклоне. Получится ли назвать хотя бы пятерку женщин-композиторов, которые
подробнее...

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Можем ли утверждать, что народ и литература, воссоздающая, фиксирующая этапы развития народного самосознания, всегда, во все эпохи неизменны? Нет, конечно. Достаточно обратиться к художественному
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Владимир, вы начинали свой творческий путь в музыке с рок-н-ролла?— Я учился в Москве, в 249-й школе, в районе станции Лихоборы. Нам было по 14-15 лет, мы сформировали с друзьями Владимиром
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Даже когда ростовские земли присоединили к Московскому княжеству в 1470-е годы, их особенная художественная традиция не утратила свою самобытность. В этом одна из удивительных особенностей иконописи
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

На днях хиты итальянской эстрады звучали в пышной оркестровой аранжировке в Кремле, и настроение в зале было совсем не академическим. Облаченный в сверкающий золотом костюм Роберто Молинелли успевал
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В президентском статусе он лично присутствует в Ханты-Мансийске только во второй раз. И если год назад Кустурица активно раздавал интервью, то теперь жаждущие поговорить с ним получают в основном
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...