Срочные новости раздела
«Маленькие трагедии» превратили в «иммерсивный ванитас» в избе-читальне

«Маленькие трагедии» превратили в «иммерсивный ванитас» в избе-читальне

Это не первый спектакль по «Маленьким трагедиям», который украсил театральные афиши столицы в год пушкинского юбилея. Их классическое прочтение совсем недавно представил в Малом театре режиссер Алексей Дубровский. В «Мастерской Петра Фоменко» в «Маленькие трагедии» с подачи Федора Малышева добавили элементы иммерсивности — тридцать зрителей разместили между Новой сценой и фойе.

Спектакль, который играют в Московском драматическом театре Есенина, — «бродилка» по старинному особняку, которую играют, по словам постановщиков, в жанре ванитаса. Ванитас — это жанр натюрморта, пик популярности которого в Европе совпал с годами жизни Шекспира. Художники воплощали смерть и бренность человеческого существования через узнаваемый живописный язык, мрачно трактовали символы. Каждый предмет тут имеет иногда двойное или тройное значение. Например, меч и доспехи символизируют могущество и богатство в земном мире, руины напоминают о скоротечной жизни тех, кто их населял когда-то, а музыкальные инструменты означают эфемерность человеческой жизни.

Символика оригинального жанра сохраняется в сценографии и костюмах. Альбер всюду берет с собой меч, Сальери оказывается на руинах. Но создатели спектакля не стремятся к документальной точности в атрибутике.

Тут очень важно место, где играют спектакль, — библиотека-читальня имени Пушкина, особняк купца Мухина. Первую столичную читальню открыли к столетию поэта, а позднее библиотека переехала в усадьбу Мухиных, где и располагается сейчас. Сам дом старше классика и до 1911 года переходил от купца к купцу. Первой распорядительницей читальни была дочь Пушкина — Мария Гартунг. Считается, что ее внешность Толстой описал в «Анне Карениной». Она стала прототипом для облика главной героини.

Актер Сергей Хачатуров рассказывает:

— Это отчасти автобиографическая история. Мне кажется, что эпизоды из «Трагедий» схожи с периодами жизни самого Александра Сергеевича. Наш спектакль как будто идет по этапам жизни Пушкина — начинает с некоего «семейного» пролога: юность поэта, «Скупой рыцарь», с отцом у поэта сложно складывались отношения. Потом буйная молодость с обилием женщин и веселья — это «Каменный гость». «Моцарт и Сальери» — сочинение уже более зрелое, осмысляющее двоякий мир искусства. «Пир во время чумы» — такой странный мир, где все потери скрашиваются беспечным пиром. Чем-то схоже с его стихотворением «19 октября»: «Я пью один; вотще воображенье / Вокруг меня товарищей зовет...».

Для «Маленьких трагедий» Пушкин избрал четыре страсти, через которые, по словам литературоведов, исследовал основные формы «наслаждения жизнью», оказавшиеся разрушительными. Богатство и алчность сгубили жизнь («Скупой рыцарь»), остатки чести и любви уничтожил азарт («Каменный гость»), гения искусства сгубила зависть упорного творца («Моцарт и Сальери»), а порицаемая обществом беспечность оказалась единственным способом справиться с потерей («Пир во время чумы»).

Авторам спектакля интересно противопоставление двух типов героев: с одной стороны, замкнутых в собственных эгоизме и скупости, вроде пушкинского Сальери или Барона (обоих играет Ильдар Аллабирдин, он же исполняет роль Священника), а с другой — людей, искренне отдающихся своей страсти, идущих на потери в угоду мимолетным желаниям, вроде Дон Гуана, Альбера, Моцарта или Вальсингама (четырех героев играют Сергей Хачатуров и Ярослав Шевалдов).

Поэт (Пушкина, а в других сценах Герцога и Командора, играет Андрей Лушников) тут оказывается главным. Решительность классика и смелое звучание его стихов способны изменить даже самые «порочные» сердца, но эта победа не будет безоговорочной. Главное, чтобы «переворот» произошел не на сцене, а в сердце зрителя.

Московский драматический театр Есенина — молодой, амбициозный, современный. Среди его зрителей в основном школьники и студенты. Сюжеты пушкинских трагедий совсем не детские, как и описываемые в них «взрослые» грехи, но почему-то такие истории оказываются необходимы молодым и поощряют «маленьких взрослых», обуреваемых своими тайными страстями, заглянуть в книгу почти двухсотлетней давности, чтобы в ней отыскать решения для «нелитературных» проблем.

У зрителей на носу ЕГЭ и экзамены, а тут Альбер (Сергей Хачатуров) поддается искушениям молодости. Все сводится к тому, что происходит сейчас, но в стилевом обрамлении ванитаса и декорациях, современных Пушкину: «Папа, дай денег, рыцарю нужны новые дорогие доспехи». Родной отец, Барон, маниакально бережлив. Ильдар Аллабирдин смело сгущает краски и превращает своего Барона почти в героя сказок Гофмана или драмы Шекспира — богача, родного сына умело удерживающего за границей бедности: «Моих денег ты не заслужил». С другой стороны, Соломон, образ которого воплощает актриса Ольга Гончарова, — уморительный карлик, напирающий на юношескую бескомпромиссность. Универсальный для спектакля закон: от непоправимого преступления защищает только собственный внутренний стержень и, конечно, классик, который, кажется, презирает и излишне скупых, и самых расточительных.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...