Срочные новости раздела
Зощенко приехал погостить в Москву: театр «Мастерская» гастролирует в столице

Зощенко приехал погостить в Москву: театр «Мастерская» гастролирует в столице

Фамилия Зощенко хорошо знакома публике и любима многими. Его творчество мы даже когда-то изучали на журфаке и в студенческие годы любили похихикать над его сатирическими рассказами и фельетонами. У каждого был свой фаворит — «История болезни», «Обезьяний язык», «Аристократка»... У многих Зощенко ассоциируется с фильмом Леонида Гайдая «Не может быть!». Несколько другой взгляд на его сатиру предложили в театре «Мастерская»: зритель и хохотал, и плакал.

«До начала спектакля 3 минуты» значится на табличке, висящей над сценой, но действие уже началось: грустный Зощенко играет на фортепиано что-то тоскливое. У него депрессия, выбраться из которой доктор предлагает ему с помощью чтения рассказов Зощенко, над произведениями которого от души смеется сам врач; очевидно, он не знал, что перед ним сам автор произведений…

Далее — калейдоскоп хорошо знакомых образов, за которыми наблюдает их автор. Зрители хохочут. Где-то громче и чаще, где-то реже. Безусловными фаворитами, судя по реакции зала, были «Аристократка» и «Преступление и наказание». Единственный, кто ни разу не то что не засмеялся, даже не улыбнулся — Михаил Зощенко, роль которого исполняет режиссер постановки Максим Студеновский. Впрочем, и сам Зощенко говорил: «Тут я подумал о своих рассказах, которые заставляют людей смеяться. Я подумал о смехе, который был в моих книгах, но не был в моем сердце». Автор внимательно наблюдал со стороны за своими персонажами — яркими и выразительными героями анекдотических историй. Публика сосредоточенно наблюдает за героями новелл, в которых легко узнать типичные образы, воплощающие невежество, жадность, пошлость, неверность и другие пороки советских граждан, которые, впрочем, актуальны и по сей день (в антракте, наблюдая за некоторыми зрительницами, увлеченно поедающими пирожные из театрального буфета, невольно хочется пошутить: «Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!»). Красочные костюмы, смешной говор, драка толпы в транспорте сопровождаются смехом в зале. Но если взглянуть на край сцены, где сидит Зощенко, все происходящее начинает восприниматься совсем иначе — покрывается вуалью трагедии. Пороки высмеяны, с одной стороны, и тут же оплаканы — с другой. Для нас — смешно, но для героев рассказов, которые, безусловно, существовали тогда и существуют сейчас в реальной жизни, их порок — беда и трагедия. Зощенко не жесток по отношению к героям своих рассказов и к людям, хотя и выводит их пороки на сцену во всей красе. Автор человечно сочувствует им, соболезнует им и принимает их несовершенства. Вот такая жестокая безусловная и всепрощающая — любовь!

У постановки есть несколько «фишек». Во-первых, многоплановость композиции, сотканной из двух частей: реальная жизнь писателя с его воспоминаниями и его рассказы. На сцену выведены «кусочки» памяти Зощенко, где читают свои стихи его коллеги-литераторы Сергей Есенин и Александр Блок, тоже трагичные фигуры. Еще один интересный ход — кинематографическая вставка по рассказу «Любовь», короткометражный фильм, который сам по себе является метафорой, отражающей кинематографичность его рассказов. Действительно, когда читаешь его произведения, в воображении легко рисуются мини-фильмы.

Наконец, еще одна составляющая, которая нашла отклик в зрительном зале, — музыка спектакля. Задачи попасть в эпоху здесь ставили не всегда. Так, влюбленная Машенька в сцене по рассказу «Любовь», лежа на снегу, вдруг запевает строчки из песни «Нева-неважно» группы 5nizza. С песни Франсуазы Арди «Как сказать тебе прощай» начинается «Преступление и наказание», где сам текст предвосхищает «мораль сей басни»: не лучше ли объясниться с нелюбимым человеком, нежели обманывать его? С другой стороны, если бы мы все были честны друг с другом, не было бы и «басни».

В зале не было гробовой тишины, зрители, очевидно, близко знакомые с творчеством писателя, ностальгически заканчивали цитаты персонажей со сцены:

— Сейчас будет знаменитое: «Ах ты, рыбий глаз!», слушай! Вот!

— «Я ее провожай… — говорит Васька со сцены.

— …Я и имущества лишайся», — шутливо завершает зрительница, нашептывая афоризм соседке.

Реакции были контрастными: одновременно и смеялись, и плакали. А в финале — молча громко аплодировали и долго не отпускали актеров со сцены. Петербургских артистов московские зрители встретили и приняли тепло, а те в свою очередь заставили публику всплакнуть над рассказами Зощенко, над которым, казалось бы, принято исключительно смеяться.

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...