Срочные новости раздела
Композитору Альфреду Шнитке исполнилось бы 90 лет

Композитору Альфреду Шнитке исполнилось бы 90 лет

Альфред из Поволжья

Если верить в то, что имя предопределяет судьбу, то жизнь советского мальчика по имени Альфред Гарриевич Шнитке, который родился в Саратовской области, с самого начала обещала быть необычной. Сам про себя он говорил, что в нем нет ни капли русской крови. Отец – еврей. Мать – немка. Но своей родиной будущий композитор считал Россию. Он родился в Энгельсе, сначала овладел немецким языком, а уже потом русским. По сей день довольно сложно назвать Шнитке и русским, и советским, и немецким композитором. Как правильно? Загадка. 

Дела этические

В 1990 году Альфреду Шнитке собирались вручить почетную Ленинскую премию за Хоровой концерт на тексты Григора Нарикаци, но композитор от нее отказался «по этическим соображениям». Что же это за соображения? Шнитке был верующим человеком. А тут премия имени атеиста за произведение, связанное с религией. Кстати, и в вопросах веры у Шнитке была двойственность: он был католиком, но исповедовался у православного священника и тоже композитора Николая Ведерникова. 

Кино или академическое творчество?

Многие считают, что Альфред Шнитке – кинокомпозитор. И основания так полагать имеются: его музыка звучит в более чем 90 фильмах, среди которых – «Белорусский вокзал», «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Экипаж», «Агония», «Сказка странствий». С ним работали Элем Климов, Лариса Шепитько, Андрей Смирнов, Александр Митта. Но, как и для многих композиторов XX столетия, киномузыка была его творческой лабораторией. Исключительно кинокомпозитором Альфред Гарриевич точно не был. В его творческой биографии нашлось место всем жанрам, включая оперу, балет, симфоническую музыку, произведения для голоса, хора.

Мастер стилизации

Альфред Шнитке – известный мастер стилизации, что слышано во многих его работах, в том числе и для кино. Вспомнить хотя бы музыку из «Сказа про то, как царь Петр арапа женил». Кстати, музыкальные темы из этого фильма композитор использовал также в Concerto grosso №1. Любопытно, что сам жанр concerto grosso («большой концерт» в переводе с итальянского) был популярен в эпоху барокко, но к XIX веку утратил былую славу. Второе рождение concerto grosso случилось уже в XX столетии и во многом благодаря Шнитке, который мастерски перебросил  мостик между современностью и XVIII веком. 

И вышивать могу, и на машинке тоже…

Действительно, у композиторов в XX веке появились свои «машинки». Одной из самых любимых был синтезатор АНС, названный в честь Александра Николаевича Скрябина. Если у вас нарисовался образ композитора, который застрял в прошлом, обращаясь к стилизации музыки из других эпох, то спешим вас уверить, что Альфред Гарриевич – тот еще авангардист! Как и Эдисон Денисов, Эдуард Артемьев и многие другие, кто работал в первой в СССР экспериментальной студии электронной музыки и сочинял для АНСа, в духе 1960-х. Кстати, АНС вы наверняка слышали, если смотрели «Солярис» Тарковского (правда, там звучит музыка Эдуарда Артемьева). Так что не спешите надевать на Шнитке камзол и парик, отправляя его на пару веков назад. Он умел переключать тумблер машины времени и путешествовать сквозь века, но неизменно возвращался в свою эпоху.  

Источник: www.mk.ru

Последние записи - Культура

самые читаемые новости

#Культура

В ходе разговора Евзеров и Денисов коснулись вопроса, который волнует сегодня всех фанатов истинного любимца публики: вернется ли тот на сцену?«Будем надеяться, что вернётся, я уверен в этом, – такое
подробнее...

— В каком состоянии пребывает отечественный кукольный театр сейчас?— Тынянов когда-то говорил о литературе 1930–1940-х годов: «промежуток». Мне кажется, и мы сейчас в ситуации промежутка. Это не
подробнее...

Спектакль идет 1 час 20 мин и этого времени вполне хватает для разговора о главном. На сцене только два актера — Ольга Литвинова и Артем Быстров.  Он и она, муж и жена. Такое ощущение, что вместе они
подробнее...

Утром 20-го Вадим Жук был ещё на завтраке в гостинице, общался с коллегами, но жаловался на плохое самочувствие. Возможно, как сейчас считают коллеги, это связано с тем, что накануне его, как ведущего
подробнее...

— Благодарствую, барин, — поклонился носильщик и закрыл дверь.Барин вынул из саквояжа стопку писчей бумаги, дорожную чернильницу и две ручки. Разложил на столе и задумался.Через десять минут поезд
подробнее...

Пока продолжаются дискуссии по поводу выступления Сарика Андреасяна перед студентами одной из московских киношкол, где он предложил сбросить Тарковского с корабля современности, молодые аниматоры
подробнее...

Сергею Члиянцу 63 года. Он начинал работу в кино на Одесской киностудии. В его послужном списке около сорока картин. Свой первый фильм «По прямой» он снял в 1992 году, но до полного метра тогда не
подробнее...

В Галерее звезд у входа в Останкинскую башню стало на один почетный знак больше. В среду, 19 марта, состоялось открытие звезды программы «Спокойной ночи, малыши!». За церемонией вместе с журналистами
подробнее...

«Чтобы помнили... - это максимально стереоскопичное повествование о Великой Отечественной войне, события которой «оживляются» таким нехитрым, например, способом, как послойное размещение
подробнее...

По числу номинаций лидировал «Воздух» Алексея Германа-младшего. Их было 9, но фильм не получил ничего. У «Мастера и Маргариты» их было 7, и все обернулись призами — за лучший фильм, за лучшую работу
подробнее...

Но главным для литературы результатом заседания стало решение направить по просьбе Минкультуры представителя в Оргкомитет празднования 100-летия Василия Шукшина. Председатель Комитета по культуре
подробнее...

В сериале канала СТС «Положение вещей» Сергей Баталов играет не очень разговорчивого водителя лимузина, но, несмотря на молчаливость персонажа, у актера сложился яркий актерский дуэт с Никитой
подробнее...

В прежние годы только на церемонии награждения многие узнавали, какой же сериал стал лучшим. Определялся победитель Советом Академии, в состав который входили уважаемые режиссеры и сценаристы старшего
подробнее...

Гастроли питерской «Мастерской» под руководством Григория Козлова стали привычным делом в Театральном центре «На Страстном», куда периодически привозят из Петербурга один или два спектакля. Зрители их
подробнее...

17 января новым директором Пушкинского музея назначили Ольгу Галактионову. Она пришла на смену Елизавете Лихачевой. Прежде Ольга Николаевна четыре года занимала пост генерального директора РОСИЗО. С
подробнее...

Подобный успех вряд ли изменит общий музыкальный расклад, к тому же картина в стриминговых чартах очень подвижная. Но это не отменяет не вчера подмеченного внимания к российскому фолку в его
подробнее...

Георгий Русских из тех новичков, которым для старта карьеры был предоставлен федеральный прайм-тайм. Артист занял второе место в прошлом сезоне «Голоса», и для персонажа с не самой востребованной на
подробнее...

«Ленком» однозначно смог удивить. Об одном только названии — «Гогольилиада» — можно написать диссертацию. Потому что это в первую очередь Гоголь+Илиада (то есть масштабное, эпическое
подробнее...