Альянс по защите детей в цифровой среде представил учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных учреждений «Риски в цифровой среде: диагностика, профилактика, коррекция».
Учебно-методическое пособие Альянса посвящено проблеме рисков цифровой среды, с которыми сегодня сталкиваются дети и подростки на разных этапах взросления. В нем подробно рассматриваются цифровые риски в контексте трех возрастов — дошкольного, младшего школьного и подросткового.
«В ходе исследований Альянса мы выявили, что риски, с которыми сейчас дети и подростки сталкиваются в киберпространстве, переходят из технологических в разряд психологического воздействия. Именно поэтому возникла необходимость в подготовке учебно-методического пособия. Оно позволит родителям и педагогам общаться с детьми, выявлять паттерны поведения, свидетельствующие о психологических угрозах и оказывать детям помощь», — сказала председатель Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова.
В рамках пресс-конференции референт управления президента Российской Федерации по развитию информационно-коммуникационных технологий и инфраструктуры связи София Захарова подтвердила, что сегодня вызовы цифровой среды, в том числе касаются глубинных аспектов психологии детей.
«Большую опасность представляют так называемые "виртуальные маски", когда истинная личность злоумышленника скрывается за вымышленными образами в сети. Отдельное внимание стоит уделить преодолению цифрового разрыва между поколениями, что позволит создать атмосферу доверия в общении с ребенком, повысит авторитет самих родителей в глазах детей. Важно также усилить общее взаимодействие для формирования безопасной цифровой среды, где школа, семья и общество работают вместе на благо детей», — сказала она.
Важность участия родителей в борьбе с цифровыми угрозами для детей поддержала и заместитель директора Департамента развития массовых коммуникаций и международного сотрудничества Минцифры России Екатерина Часовская. По ее словам, важно, чтобы те технологические решения, которые сегодня помогают обеспечивать информационную безопасность детей, — например, средства «родительского контроля», — были востребованы у самих родителей.
Сергей Гребенников, директор Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) в рамках пресс-конференции отметил, что в 2024 году в России наблюдаются интересные результаты по цифровой грамотности среди разных возрастных групп. Дети до 13 лет демонстрируют высокие оценки, но имеют трудности в понимании доменов и поисковых операторов, что требует дополнительного обучения. Подростки 14-17 лет также сталкиваются с проблемами, в частности, с облачными хранилищами; лишь треть из них умеет распознавать мошенничество в онлайн-играх. Это подчеркивает необходимость разрабатывать адаптированные образовательные программы, чтобы подготовить новое поколение к безопасному и эффективному использованию технологий, уверен он.