16 ноября во всем мире отмечается Международный день самбо. 86 лет назад Спортивный комитет СССР включил этот вид спортивного и прикладного единоборства в число видов спорта, культивируемых в Советском Союзе. В 2021 году Международная федерация самбо (FIAS) получила официальное признание Международным олимпийским комитетом. Во время чемпионата мира, который завершился неделю назад в Астане, самый известный отечественный самбист, посол самбо в мире Федор Емельяненко дал большое интервью «МК».
— Федор, расскажите, пожалуйста, читателям нашей газеты, простым любителям спорта, что самбо дало вам помимо ваших многочисленных титулов и достижений?
— Самбо — это прежде всего внутреннее спокойствие, правильное отношение к жизни и к старшим товарищам, уважение к своему тренеру, дружба с разными спортсменами. У меня есть много друзей-самбистов, как у нас в России, так и во всем мире. Самбо, с одной стороны, — это сила, это знание, это одно из лучших единоборств на планете, если не лучшее. С другой стороны — это самооборона без оружия, не агрессия, а именно умение постоять за себя, за своих близких.
— Вы сейчас сказали, что самбо — это не агрессивный вид спорта; бывали ли у вас случаи, когда в жизни вы боялись чего-то?
— Вы знаете, бывали, но не за себя. Я очень переживаю за свою семью, своих близких, за свою Родину, конечно. В жизни есть вещи, которые не зависят от меня. Не зависят от моих чемпионских титулов, моих навыков и силы. Всё в руках Божьих.
— Как вы думаете, почему молодые люди должны выбрать именно это единоборство в качестве основного вида спорта, а не, скажем, футбол, баскетбол, хоккей или фигурное катание?
— Ну почему же не хоккей или фигурное катание? Нужно смотреть на свои предпочтения, выбирать то, что нравится. Когда мне предложили заниматься самбо, я с большим удовольствием и желанием побежал в спортивный зал, в самый простой, в Старом Осколе. Мне хотелось стать сильнее и лучше. Для российских ребят самбо — это особенный вид спорта.
— Почему более 20 лет назад вы решили уйти из самбо и перейти в тогда только набирающий популярность в нашей стране новый вид спорта — смешанные единоборства, ММА?
— Я ушел из самбо только из-за занятости в ММА. Но и сегодня являюсь представителем самбо в мире. Если бы у меня была возможность соревноваться, и сейчас выступал бы на чемпионатах России. Если бы получалось побеждать, то, возможно, участвовал бы и в международных соревнованиях по самбо. Но в силу определенной занятости мне пришлось оставить этот вид спорта.
* * *
— Какие изменения произошли в самбо за последние годы, каким вы видите развитие этого вида спорта не только в нашей стране, но и в мире?
— Конечно, видно, что есть положительная динамика развития нашего вида спорта. Где-то есть очевидные плюсы, где-то присутствуют и небольшие минусы. Но в целом продвижение самбо в мире идет полным ходом. Самое главное, что значительно увеличилось количество стран-участниц на мировых соревнованиях. Международная карта самбо серьезно расширилась за последнее десятилетие.
— На чемпионате мира этого года в Астане заявилось около 500 спортсменов из 80 стран мира — это как раз и говорит о возросшей популярности самбо. Вы это увидели здесь? И кто из зарубежных участников вам понравился?
— Да, об этом говорит распределение мест среди стран. Мировая карта победителей в самбо расширилась. На этом чемпионате мира мне понравилось, как выступала спортсменка из Венесуэлы, представлявшая команду беженцев ФИАС-3 (Мария Гедес. — Ред.). Она молодец. Радует, что те спортсмены, о которых мы еще вчера ничего не знали, стали чемпионами. Сама борьба на турнире была интересной. Сегодня, конечно, еще видно, что российское самбо и самбо стран СНГ доминирует, но соперничество с остальными командами уже на хорошем уровне.
— При этом Россия все равно больше всех завоевывает медалей на мировой арене. Как вы думаете, это так и останется на ближайшие годы или все-таки есть страны, которых нам стоит опасаться, которые действительно могут вплотную подтянуться к нам?
— Конечно, наш плюс в том, что в России самбо популярно уже давно. Есть школа, многолетний багаж выступлений, а признание Международным олимпийским комитетом самбо как вида спорта в 2021 году делает наш спорт более конкурентоспособным, открывает двери для всех участников, потому что любой спортсмен мечтает стать чемпионом. Если завтра самбо войдет в программу Олимпийских игр, популярность еще больше будет расти. И не факт, что нам будет легко.
* * *
— Вы являетесь послом самбо в мире. На открытии чемпионата планеты в Астане было видно, какой популярностью вы пользуетесь как у болельщиков, так и у самбистов. Что вы чувствуете, когда встречаете такую поддержку и внимание к себе?
— Я очень благодарен Василию Борисовичу Шестакову (президент ФИАС. — Прим. ред.) и руководству Всемирной федерации самбо, что пригласили меня на мировое первенство в Казахстан. Пригласили быть представителем самбо, амбассадором этого вида единоборств во всем мире. У меня самбо в сердце, потому что я живу самбо. Даже если провожу тренировку по боксу, все равно остаюсь самбистом. Понимаете?
Я стараюсь с уважением относиться ко всем людям, особенно к самбистам; если кто-то захочет со мной сфотографироваться или пообщаться, с большим удовольствием это делаю. Мне приятно и очень почетно, что в мире самбо меня не забывают.
— А вы лично кем себя больше воспринимаете — легендой самбо или легендой ММА?
— Воспринимаю себя не как легенду, а как простого человека.
— Как вы считаете, что нужно сделать ФИАС, какие шаги предпринять, чтобы самбо вступило в олимпийскую семью в ближайшие годы?
— Мы уже вступили в олимпийскую семью. А чтобы соревнования по самбо прошли на летних Играх, насколько я знаю, это уже зависит от страны, проводящей Олимпиаду. Есть несколько видов спорта, которые претендуют на участие в ближайшей из них. Мы на эту тему с Василием Шестаковым разговаривали, и это может случиться уже в 2028 году. Если нет — все-таки Олимпиада пройдет в американском Лос-Анджелесе, — то будем подавать заявку на следующую, 2032 года, которая пройдет в Австралии.
* * *
— Первый день финалов ЧМ-2024 в Астане завершали мужчины-самбисты в тяжелой весовой категории, где в финал пробились казахстанский и монгольский атлеты, которых исполинами никак не назовешь. И румын, и таджик, да и наш Солдатенков были заметно их здоровее; это говорит о том, что отнюдь не габариты являются главным преимуществом в самбо?
— Когда я выступал в спортивном самбо, то боролся в весе до 100 килограммов, поэтому это не мой вес. (Улыбается.) Но за тяжами всегда слежу с большим удовольствием. На сегодняшний день это моя весовая категория. В тяжелом весе результат определяет совокупность многих причин и факторов. Ты можешь быть меньше, но не уступать по физической силе, по выносливости. Соответственно, если ты меньше, у тебя скоростные качества должны быть выше. Ну и, конечно, менталитет победителя у тебя должен быть врожденным.
— Все-таки вас удивило, кто вышел в финал по спортивному самбо в этой весовой категории — ждали мы все-таки Степана Солдатенкова, который на чемпионате России победил десятикратного чемпиона мира Артема Осипенко?
— Да, был удивлен, что финал прошел без участия российского борца. Но я знаю, что монгол был очень сильным. В Монголии давно и хорошо развито самбо — эта команда и раньше выделялась на мировых чемпионатах среди других стран. Казахстан, кстати, тоже. Интересный был финал, равный. Немного сильнее в нем оказался хозяин ковра.
— Тогда перейдем уже точно к вашему тяжелому весу по боевому самбо, где вы четыре раза становились чемпионом мира и в котором здесь, в Астане, выступает Михаил Кашурников. Что вы знаете об этом молодом самбисте? Как вы думаете, сможет ли он пойти по вашим стопам и повторить ваши достижения?
— Да, я видел его на чемпионате Европы в Сербии весной этого года, где он стал победителем. Парень очень хороший, талантливый (интервью было записано перед финалом в Астане в этой весовой категории. — Ред.). Он воспитанник школы «Самбо-70», занимается у тренера Павла Фунтикова. В силу своего опыта вижу у него еще некоторые сыроватости. Еще проскакивают моменты неопытности. Но это все убирается. По крайней мере на прошлом чемпионате было видно, что он на голову сильнее всех.
— В силу своего колоссального опыта что бы вы ему посоветовали? Оставаться ли ему еще и заматереть в самбо, или все-таки пора после этого ЧМ переходить в ММА? Он говорит, что копит деньги для перехода в смешанные единоборства...
— Ведущие лиги ММА сами платят деньги спортсменам за выступления. Вообще-то этот вопрос не мне лучше задавать, а самому Кашурникову. Созрел или не созрел он для такого перехода, решать ему и его тренеру. Мне кажется, что Михаил, когда видит, что перед ним более слабый соперник, немного несерьезно к нему относится. Я уверен, что всегда надо быть серьезным и максимально внимательным — одна неточность даже в бою с не самым сильным соперником может быть фатальной.
— Считаете ли вы, что он в ближайшем будущем может стать королем тяжелого веса не только в самбо, но и в ММА?
— До короля Михаилу еще далековато, но он еще молодой спортсмен. При определенном отношении к делу он может многого добиться. У него есть для этого силы и талант. Но тем не менее ему необходимо много поработать. (На чемпионате мира в Астане Кашурников стал двукратным чемпионом мира по боевому самбо в тяжелом весе. — Ред.)
* * *
— Федор, в завершение нашего разговора расскажите о ваших планах. В СМИ появлялась информация, что вы готовы были провести бой по правилам бокса с Майком Тайсоном. Но она так и не получила подтверждения. Вы не оставляете попыток провести этот бой в 2025 году?
— Да, у меня есть планы провести бой по правилам бокса. По соперникам ничего пока точно вам не скажу. Мы с командой сейчас работаем над этим вопросом. Поступило предложение выступить против Мирко «Крокопа» (Мирко Филипович — легенда ММА из Хорватии. — Ред.). Пока все в процессе обсуждения. Но, еще раз подчеркну, мне нужно полностью восстановиться, чтобы выступать.
— Почему вы в 48 лет решили опять, как говорится, надеть перчатки и выйти на ринг?
— Я их еще и не снимал. (Улыбается.) Есть вещи, которые уже давно не потяну в силу определенных причин. Я сделал несколько операций и сейчас восстанавливаюсь. Выносливость я уже восстановил. Теперь нужно полностью вернуть свои физические кондиции. После этого уже можно будет говорить о проведении поединка. Но в ММА я уже не потяну. Поэтому хотел бы быть самбистом, который бьет боксеров. Если Бог даст.
— Скажите, бой с Майком Тайсоном — это не журналистская утка? Такие переговоры действительно были? Можете назвать, с кем еще вы хотели бы подраться?
— Поступают предложения от разных промоушенов, с несколькими соперниками. И Андрей Орловский (известный белорусский боец ММА. — Ред.) постоянно там фигурирует. Несколько известных фамилий из мира бокса и единоборств там тоже есть. Мирко «Крокоп» вроде как готов провести со мной поединок. Посмотрим, как пройдут переговоры.
— Это будет настоящий боксерский бой, с нокаутами и т.д., а не просто шоу легендарных старичков-атлетов?
— Конечно. Боксерский поединок. Все по-настоящему. А вот будут ли нокауты? Это как Бог даст. Буду готовиться, чтобы закончить бой досрочно. Главное, самому не упасть.